ООО в соответствии с контрактом, заключенным с иностранным поставщиком, осуществляло оптовую торговлю продовольственными товарами. Оплата за товар контрагенту была произведена банковским переводом. НДС по товарам, ввезенным на таможенную территорию РФ, уплачен.
По результатам камеральной проверки уточненной декларации по НДС за 4 квартал 2012 года инспекция доначислила НДС, пени и штраф. Выяснилось, что ООО завысило таможенную стоимость товара путем корректировки в сторону увеличения. Поскольку товар реализован в РФ по цене ниже таможенной стоимости, налоговый орган принял таможенную стоимость как стоимость реализации, то есть как рыночную.
По мнению инспекции, не обжаловав решение таможенного органа о корректировке таможенной стоимости товара, налогоплательщик согласился с этой стоимостью и обязан реализовать товар на внутреннем рынке по цене не ниже таможенной стоимости. Претензий к представленным компанией документам у налогового органа не имелось.
Суды трех инстанций (дело № А06-7687/2013) признали решение инспекции неправомерным.
Налоговая база по ввозному НДС определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (статья 160 НК). При этом при реализации товаров на внутреннем рынке принимается стоимость этих товаров по рыночным ценам, а таможенная стоимость определяется в соответствии с Таможенным кодексом: она может и совпадать и отличаться от контрактной стоимости товаров, в зависимости от метода определения таможенной стоимости.
Суды разъясняют, что ввоз товаров на таможенную территорию РФ и реализация товаров на внутреннем рынке РФ являются разными объектами налогообложения. И в данном случае инспекция не установила фактические налоговые обязательства ООО, применяя таможенную, а не рыночную стоимость.