Компания представила в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4 квартал 2011 года (корректировка № 1) в сентябре 2012 года. За это время не был представлен пакет документов, подтверждающих правомерность ставки 0% по операциям на сумму 17 млн рублей, и по результатам камеральной проверки инспекция доначислила налог по ставке 18%. Компания его оплатила, а в январе 2013 года подала в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за тот же период (корректировка № 2), в которой отразила налоговую базу, к которой применяется ставка НДС 0%, в размере 79 млн рублей. При этом она приложила документы, подтверждающие право на ставку 0%.

Поскольку документы, подтверждающие применение ставки 0%, представлены компанией по истечении 180-дневного срока, инспекция сочла, что реализация на сумму 61 млн рублей должна облагаться НДС по ставке 18%, доначислила налог, пени и штраф по статье 122 НК.

Суды трех инстанций (дело № А40-119711/2013) признали решение инспекции недействительным.

Если по истечении 180 календарных дней от даты помещения товаров под таможенные процедуры экспорта документы, подтверждающие ставку 0%, не представлены, то операции по реализации товаров облагаются НДС по ставкам 10 или 18% (абзац 15 пункта 9 статьи 165 НК).

В данном случае необходимый пакет документов был представлен в инспекцию со второй уточненкой, то есть до принятия оспариваемого решения.

Суды ссылаются на постановление ВАС от 11.11.2008 № 6031/08. В решении апелляции указано: «глава 21 Кодекса не ограничивает налогоплательщика в праве представить по истечении 180-дневного срока полный пакет документов для подтверждения обоснованности налоговой ставки 0 процентов по экспортной операции, а в случае, если такие документы будут собраны и представлены в инспекцию по истечении этого срока, налогоплательщику производится возмещение уплаченного налога в порядке, предусмотренном статьей 176 Кодекса».

Поскольку компанией выполнены условия, подтверждающие обоснованность применения нулевой ставки, то к моменту принятия налоговым органом оспариваемого решения обязанность по уплате налога у компании отсутствовала, следовательно, решение о привлечении компании к ответственности за неуплату налога вынесено инспекцией незаконно.