По результатам камеральной проверки декларации по НДС инспекция отказала компании в возмещении 49,7 млн рублей, однако УФНС отменило решение в его большей части. В итоге компания должна была получить из бюджета 49,4 млн рублей.

Поэтому фирма обратилась в инспекцию с заявлением о возврате налога на свой расчетный счет. Во исполнение решения управления инспекция приняла решение о возврате и направила в казначейство заявку на возврат в электронном виде. Однако денежные средства на счет компании не поступили, поскольку через два дня в рамках уголовного дела произведена выемка электронного файла с заявкой на возврат налога.

Поскольку фактически возврат спорной суммы НДС на расчетный счет компании произведен не был, последняя обратилась в суд (дело № А56-51032/2013).

Суды трех инстанций, признавая решение инспекции недействительным, ссылаются на положения статьи 176 НК. Пунктом 8 статьи установлено, что решение о зачете либо возврате суммы налога принимается инспекцией одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога. При этом поручение на возврат суммы налога должно быть направлено в казначейство на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения. 

В данном случае инспекция не совершила регламентированных законом действий, направленных на реальное исполнение решения о возврате налога компании, ошибочно полагая, что действия следователя по выемке электронного файла являются основанием для неисполнения принятого ею самой решения о возврате НДС.

О других подобных делах мы писали ранее (А56-23821/2013А56-7431/2013). Суды по этим делам отмечали также, что электронная заявка не приравнивается к поручению на возврат, направлять которое в казначейство в описываемых случаях налоговиков обязывает пункт 8 статьи 176 НК.