В проверяемом периоде компания для привлечения посетителей проводила стимулирующие лотереи, участником которых могло стать любое лицо, осуществившее в ее торговой сети покупку любого товара, за которую на расчетно-кассовом узле магазина выдавался купон участника. 

По результатам выездной налоговой проверки инспекция доначислила компании НДС, пени и штраф, включив в налоговую базу по НДС стоимость призов, выданных участникам стимулирующих лотерей. По мнению инспекции, выдача призов приравнивается к безвозмездной реализации товара.

Суды трех инстанций (дело № А40-9139/2013) не согласились с инспекцией и разъясняют следующее.

Стимулирующие лотереи проводились компанией в рекламных целях. Суды отнесли это к передаче товаров для собственных нужд. Расходы на приобретение призов учитывались при определении базы по налогу на прибыль, что в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 146 НК освобождает налогоплательщика от обязанности по отражению спорных сумм при исчислении НДС.

Согласно статье 264 НК к прочим расходам, в частности, относятся расходы на рекламу реализуемых товаров. Расходы налогоплательщика на приобретение призов, вручаемых победителям розыгрышей, признаются в размере, не превышающем 1% выручки от реализации в отчетном периоде.

По мнению судов, в указанных отношениях отсутствует безвозмездность, поскольку условием участия в лотерее являлось приобретение товаров. При этом компания включала стоимость призов в цену реализуемого товара, с которой начисляется и уплачивается НДС.

Суды, признавая решение инспекции недействительным, отмечают, что предлагаемое налоговым органом включение стоимости призов в налоговую базу по НДС привело бы к двойному налогообложению.