Так решили суды, отменив доначисление, сделанное налоговиками. По второму эпизоду суды согласились с инспекцией в части доначисления НДФЛ с суммы материальной помощи работнику-нерезиденту.

По результатам выездной налоговой проверки компании доначислены налоги, в частности, налог на имущество и НДФЛ, а также пени и штраф. Основанием для доначисления налога на имущество послужил вывод инспекции о неправомерном невключении в налоговую базу среднегодовой стоимости административного здания, водопроводной и канализационной сетей, поскольку данное имущество обладает признаками основных средств и неправомерно учитывается компанией на 41 счете как товары, предназначенные для перепродажи. По мнению инспекции, данное имущество находилось на балансе компании более 12 месяцев и использовалось для получения дохода.

Суды трех инстанций (дело № А13-2639/2013) признали решение инспекции в этой части неправомерным.

Пунктом 4 ПБУ 6/01 установлено, что основанием для постановки недвижимого имущества на баланс в качестве основного средства является выполнение следующих условий: 

  • объект используется для получения дохода;
  • объект предназначен для использования в течение срока продолжительностью свыше 12 месяцев;
  • организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • объект способен приносить организации экономические выгоды в будущем.

Судами  установлено, что спорное имущество приобретено компанией в 2008 году. В этом же году оно было продано другой компании, однако по инициативе покупателя договор был расторгнут. В 2010 году имущество было реализовано, что свидетельствует о приобретеии его для перепродажи.

Довод инспекции, что имущество использовалось в предпринимательской деятельности, поскольку по его адресу зарегистрированы несколько компаний, судами отклонен. Спорный адрес был заявлен указанными организациями в качестве юридического адреса при их создании, то есть до момента приобретения истцом административного здания в собственность. Доказательств их регистрации по указанному адресу в период нахождения здания в собственности истца и взаимоотношений с ними в материалы дела не представлено.

Довод инспекции об использовании здания для получения экономической выгоды в качестве залога по кредитному договору также суды отклонили. Суды указали, что в данном случае одновременное соблюдение вышеперечисленных условий не соблюдается, поэтому у инспекции отсутствовали основания для доначисления налога на имущество.

По второму эпизоду инспекция установила неправомерное неудержание и неперечисление компанией НДФЛ с сумм выплаченной работнику-нерезиденту материальной помощи. Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили требования компании по данному эпизоду, поскольку сочли, что она не является налоговым агентом по отношению к работнику.

Кассация отменила их решение и разъясняет, что налогоплательщиками НДФЛ признаются физлица, являющиеся налоговыми резидентами и нерезидентами (статья 207 НК). Доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%.

В данном случае сотрудник принят на работу в компанию, при этом местом его работы являлось обособленное структурное подразделение, расположенное в США. В 2008-2009 годы ему на основании заявлений оказана материальная помощь. Она является доходом сотрудника, отражена компанией в отчетности, и, являясь налоговым агентом, фирма должна была удержать и перечислить НДФЛ с сумм матпомощи.