В 2009-2010 годах при увольнении по соглашению сторон ряда работников руководящего звена компания выплатила 7 млн рублей компенсаций. Условие о выплатах в случае увольнения, в том числе и по названному основанию, нескольких месячных заработков было изначально включено в трудовые договоры. Однако в коллективных договорах данное условие оговорено не было.

Под предлогом того, что данные выплаты являются компенсационными или стимулирующими, суммы компенсаций отнесены в состав расходов на оплату труда, учитываемых при налогообложении прибыли. Это привело к доначислению налога в результате выездной проверки.

Суды (дело № А40-147336/12-115-1029) не стали отменять решение налоговиков, в том числе и потому, что необходимость выплаты компенсации при увольнении по соглашению сторон и ее размер не определены законом. Так что такие выплаты не являются законодательно установленной обязанностью работодателя. При этом включаемые в расходы на оплату труда суммы должны быть связаны непосредственно с выполнением работниками своих трудовых обязанностей в рамках трудовых отношений.

Соответствующее условие в трудовом договоре, по мнению кассации, не способно стимулировать работника к труду, а, напротив, благоприятствует принятию сотрудником решения об увольнении. Так что включение компенсаций в расходы противоречит пункту 3 статьи 255 НК, в соответствии с которой начисления должны быть связаны с режимом работ и условиями труда.

Коллегия судей ВАС отказала в передаче в президиум, оставив в сиде решение судов и налоговиков. В определении отмечено также, что спорные выплаты носят непроизводственный характер.