Суд признал незаконным требование налоговиков доставить для проверки документы в инспекцию, так как выездная налоговая проверка по определению проводится на территории проверяемого. В его обязанности входит лишь создание условий для ознакомления проверяющих с документами, без выноса их с территории предприятия.

ФАС Московского округа кассационным постановлением по делу № А40-78313/2012 завершил спор о месте проверки бухгалтерских документов.

ООО "ГТМ" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения межрегиональной ИФНС по крупнейшим налогоплательщикам  о привлечении к ответственности за налоговое правонарушение.

При проведении выездной налоговой проверки фискалы на основании ст. 93 НК РФ направили организации требование о представлении документов (информации). За день до окончания указанного в требовании срока ООО уведомило о готовности помещения и документов, а также о том, что по прибытии инспекторов документы будут предоставлены незамедлительно.

Однако мытари решили, что поскольку предприятием документы не были представлены непосредственно в инспекцию, оно подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной ст. 126 НК за непредставление в установленный срок документов по требованию в виде штрафа в размере 200 руб. за каждый не представленный документ. Общее количество затребованных и "не представленных" документов составило 3 776 штук. Это привело к начислению штрафа в 755 200 рублей.

При этом налоговики ссылались на приказ Минфина РФ от 1 марта 2010 года № ММ-7-6/89@ "О проведении опытной эксплуатации программного обеспечения "Автоматизация процессов сопровождения, проведения и оценки результатов истребования документов (информации) в рамках статей 93, 93.1 Налогового кодекса РФ" и "Взаимодействие комплексной системы управления хранением документов с прикладным программным обеспечением подсистем АИС "Налог".

Этот аргумент суд отверг сразу, поскольку приказ не отвечает критериям нормативного правового акта (постановление президиума ВАС от 16.01.2007 № 12547/06). Суд указал, что в соответствии со ст. 89 НК выездная проверка проводится на территории проверяемого налогоплательщика, где в силу абз. 3 п. 2 ст. 93 НК проверяющие вправе знакомиться с подлинниками документов. Данная норма прямо устанавливает место проведения налоговой проверки - территорию организации, филиалов и структурных подразделений.

При проведении выездной проверки доставка документов на территорию налогового органа возможно только в единственном случае - если проверка проводится там из-за отсутствия возможности делать это в помещениях налогоплательщика. Истребование документов в порядке ст. 93 НК в рамках выездной налоговой проверки не означает их выбытия с территории проверяемого налогоплательщика. Следовательно, проверяемый, у которого истребованы документы, обязан обеспечить проверяющим доступ к ним на своей территории.

Суд счел выводы налоговиков о наличии правонарушения необоснованными.