В письме от 26 декабря 2012 г. N 03-02-07/1-316 Минфин еще раз коснулся вопроса о том, каким образом налоговый орган в ходе камеральной или выездной проверки может получить повод для признания сделки контролируемой.

Ведомство обратило внимание на прямой запрет контроля соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам в ходе выездных и камеральных проверок (абзац 3 п. 1 ст. 105.17 НК).

Вместе с тем, Минфин выразил мнение, что в случае, когда налоговая база исчисляется в соответствии со ст. 105.3 и главами части второй НК, "налоговые органы вправе контролировать правильность определения налоговой базы и исчисления суммы налога по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами, не являющимся контролируемыми сделками.

В рамках камеральных и выездных налоговых проверок налоговым органом может быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках".

При оценке выявленной необоснованной налоговой выгоды в ходе проверки налоговым органом должны учитываться принципы определения дохода, предусмотренные статьями 41 и 105.3 НК.

Факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом, отметило также ведомство.

Ранее фискалы неоднократно высказывались о том, как их подведомственные органы смогут обнаруживать контролируемые сделки (мы об этом писали здесь и здесь).