Как стало известно РБК daily, Минэкономразвития ведет активные консультации с бизнесом по вопросу отмены возврата НДС за экспорт сырьевых товаров. Нововведение предлагает чиновникам «Деловая Россия» в рамках налогового маневра. По подсчетам предпринимателей, такой ход поможет бюджету сэкономить около 1 трлн руб. Крупный бизнес против: нагрузка на сырьевые компании и так высока, считают в РСПП.
Малый бизнес предложил Минэкономразвития свой вариант налогового маневра: чтобы восстановить «налоговую справедливость», необходимо отменить возврат НДС для сырьевых экспортеров, посчитали предприниматели. «Инициатором такого нововведения выступает «Деловая Россия», последнее время активно продвигающая свое видение налогового маневра, на который в своей предвыборной программе нацелился будущий президент Владимир Путин», — рассказал РБК daily источник, знакомый с ситуацией.
«Такие предложения от «Деловой России» к нам действительно поступали», — подтвердил РБК daily источник в Минэкономразвития. Предприниматели уверены, что ставки налога на прибыль (20%), НДС (18%) и страховые взносы (30%) можно сократить до 15%. Тогда налоговая система избавится от перекоса: с одной стороны, эти ставки несущественны для сырьевого сектора, но слишком высоки для высокотехнологичных отраслей. По подсчетам «Деловой России», такая отмена возврата НДС принесет в бюджет около 1 трлн руб.
«НДС придумали в Западной Европе, чтобы помогать экспортно ориентированным экономикам в условиях косвенного налогообложения внутреннего рынка. Россия, к сожалению, ничего, кроме сырья, не производит. Фактически получается, что мы собираем с нашего рынка, с наших потребителей НДС, а потом отдаем его нашим сырьевым экспортерам. Это прямая форма субсидирования экспорта сырьевых ресурсов. При этом мы, по сути, обираем другие, несырьевые отрасли», — поясняет позицию малого бизнеса председатель экспертного совета «Деловой России» Александр Осипов.
Предприниматель ссылается на зарубежный опыт: например, в Китае экспортерам сырья НДС не возмещают, а тем, кто продает за рубеж продукцию переработки сырья, возмещается не более 10% (в зависимости от степени передела). В США и Японии НДС заменен на налог с продаж, который «предполагает, что субсидирование нефтяного или любого другого экспорта не осуществляется», добавляет г-н Осипов.
Крупный сырьевой бизнес относится к предложению «Деловой России» с подозрением. «Деловая Россия» выходила с подобной инициативой и в 2004 году, и в 2006 году. Тогда она не нашла поддержки. Я думаю, не найдет и сейчас», — считает зампред комитета по энергетической политике и энергоэффективности РСПП Юрий Станкевич. По его мнению, главное заблуждение деловороссов состоит в том, что они пытаются убедить правительство в том, что сырьевой бизнес полностью неинновационный. «В районах с высокой эффективностью добычи ресурсов технологии в полной мере можно отнести к инновационным. Тезис о том, что сырьевой бизнес тормозит развитие и модернизацию экономики, в корне неверен», — считает он. Кроме того, подсчеты по рентабельности сырьевого бизнеса у деловороссов и РСПП сильно различаются. По словам г-на Станкевича, многие сырьевые компании лишь стремятся к уровню в 15%, тогда как малые предприниматели уверены, что рентабельность добычи сырьевых ресурсов в России составляет не менее 30%. Более того, в РСПП полагают, что инициатива «Деловой России» не будет реализована, поскольку «нагрузка на сырьевую отрасль и так уже находится на очень высоком уровне».
Если экспорт сырья будет признан не облагаемой НДС деятельностью, уплаченный поставщикам НДС экспортеры будут вынуждены учитывать в налоговых расходах. «Это снизит рентабельность экспорта и, возможно, повысит привлекательность реализации сырья внутри страны», — комментирует налоговый эксперт Евгений Тимин.