Минфин решил омрачить радость от победы в судебных тяжбах предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Им придется платить налог с возвращенной проигравшей стороной судебной пошлины. Минфин счел компенсацию доходом и выпустил письмо, обязывающее платить с него налог. Выводы ведомства Антона Силуанова удивительны, но предсказуемы, говорят эксперты.
По закону, все деньги, поступающие на банковский счет предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, признаются доходами. Опираясь на такое положение Налогового кодекса (НК), ведомство Антона Силуанова причислило к ним и средства, поступившие за счет возврата судебной пошлины от выигранного иска (эту компенсацию выплачивает проигравшая сторона). Такая позиция Минфина содержится в письме от 20 февраля 2012 года № 03-11-06/2/29.
Облагаться налогом должны суммы, которые поступили налогоплательщику в результате рассмотрения его спора, поясняет РБК daily замдиректора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Сергей Разгулин, подписавший документ. «Пошлины компенсируются ответчиком, а не истцом, это доход по общему правилу. Никто и не ставит под сомнение, что пошлина оплачивается из его собственных средств, но при ее возвращении это уже не его деньги», — говорит он.
По сути, уплата и возврат судебной пошлины — это не две операции, а одна, не соглашается старший партнер «Пепеляев Групп» Рустем Ахметшин. Следовательно, возвращенные средства являются теми же собственными средствами предпринимателя, с которых налог платиться не должен. Рассуждая здраво, сложно признать, что обращение в суд может принести доход, иронизирует он.
Сейчас в НК отсутствует четкое указание на то, относится ли госпошлина к внереализационным доходам, которые являются объектом налогообложения по УСН, или же нет, отмечает адвокат Оксана Грикевич. «Госпошлина при подаче заявления в суд уплачивается за счет собственных средств истца, и, разумеется, ее возврат не влечет никакой экономической выгоды для организации», — сомневается в подходе чиновников г-жа Грикевич.
Хотя выводы Минфина удивительны, они все же предсказуемы, размышляет адвокат юркомпании «Налоговик» Антон Соничев. «Учет пошлины в качестве доходов позволяет пополнить казну. Позиция Минфина приведет к увеличению налогооблагаемой базы компаний на размер возвращенных госпошлин, с которой платятся налоги. А пошлины бывают разными», — указывает юрист. Так, максимально возможная пошлина — 200 тыс. руб. При подходе Минфина, при ее возврате налогоплательщик на «упрощенке» должен будет заплатить 12 тыс. руб.
Этот пример иллюстрирует «бездушие, свойственное российской бюрократии на протяжении последних трехсот лет», эмоционален председатель комитета по инвестиционной политике ТПП Антон Данилов-Данильян. «Такой подход Минфина — худшее, что может говорить против инвестиционного климата»», — сокрушается бизнесмен.
Прочем письмо Минфина содержит так называемое «мягкое право» — то есть имеет рекомендательный характер для налогоплательщиков и налоговых инспекторов. «Думаю, что данная тема не затрагивает большое количество компаний, во-первых, УСН применяет определенное количество компаний, как правило, так называемый «малый бизнес», во-вторых, небольшие компании нечасто обращаются в суд с требованиями к своим контрагентам», — не спешит паниковать налоговый консультант АКГ «МЭФ-Аудит» Наталья Абрамова.
Ну что тут скжешь? Полный д"билизм
Действительно дебилизм, по такому принципу можно и НДФЛ обложить все, так купил в магазине товар, а он не надлежащего качества, магазин вернул тебе деньги, а ты с них НДФЛ заплати пожалуйста, потому как доход это твой.
Уважаемы работники Минфина уточните пожалуйста из какого места у вас такие мысли берутся?
Лучше спросите, что в Госдуме, Минфине и иже с ними курят, нюхают и пьют