Согласно п. 9.1 ст. 88 НК РФ в случае, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представляет уточненную декларацию, то проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается проверка уточненной декларации. При этом в данной норме не раскрывается, что имеется в виду под окончанием проверки и обязана ли инспекция рассматривать уточненную декларацию, поданную после составления акта камеральной проверки. ФАС Московского округа пришел к выводу, что если уточненная декларация подана после составления акта, но до вынесения решения по проверке, то налоговый орган обязан прекратить проверку первичной декларации и начать новую проверку на основании уточненной декларации.

Инспекция провела камеральную проверку, в ходе которой установила завышение НДС, предъявленного к возмещению в проверяемой декларации. По результатам проверки было принято решение об отказе в возмещении и о привлечении компании к ответственности. Налогоплательщику были направлены акт камеральной проверки и уведомление о времени и месте рассмотрения материалов проверки, была назначена дата рассмотрения разногласий. Однако компания представила уточненную декларацию до этой даты, то есть до вынесения решения по проверке. Уточненная декларация не была принята инспекцией во внимание, организации были начислены сумма спорного налога, штраф и пени.

Суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводу о неправомерности привлечения налогоплательщика к ответственности без рассмотрения уточненной декларации. Налоговый орган подал кассационную жалобу, в которой указал, что компания не представила документы, необходимые для камеральной налоговой проверки, не доказала обоснованность вычета и представила уточненную декларацию, идентичную прежней. Однако ФАС Московского округа, рассматривавший данный спор в кассации, также принял решение в пользу налогоплательщика, указав, что вынесение инспекцией оспариваемого решения при наличии уточненной декларации противоречит п. 9.1 ст. 88 НК РФ и нарушает права налогоплательщика. Согласно указанной норме в случае, если до окончания камеральной проверки налогоплательщик представил уточненную декларацию, то камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается камеральная проверка уточненной декларации. Прекращение камеральной проверки означает прекращение всех дейст! вий налогового органа в отношении ранее поданной декларации. Довод инспекции о том, что камеральная проверка заканчивается в момент составления акта проверки, был отклонен судами как противоречащий нормам налогового законодательства.

Аналогичные выводы содержатся в Постановлениях ФАС Северо-Кавказского округа от 08.12.2010 N А53-3/2010, ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2011 N А27-369/2011 и др. Однако в практике встречаются и противоположные решения (см., например, Постановление ФАС Дальневосточного округа от 12.10.2010 N Ф03-6068/2010).

Документ:
Постановление ФАС Московского округа от 29.11.2011 по делу N А41-31236/10