С этого года все компании, кроме малых, обязаны создавать в бухучете резервы на оплату отпусков. Раньше резервы считались экзотикой, которые только усложняют работу, поэтому многие сейчас делают отчисления впервые. Чаще всего ошибаются в трех случаях.

Отчисления в резерв идут неравномерно

Многие компании полагают, что можно перечислять суммы в любом размере, например в размере начисленных за месяц отпускных. Но это не так.

В резерв относят строго определенную сумму (п. 15 ПБУ 8/2010, утв. приказом Минфина России от 13.12.10 № 167н). С этого года ее определяют по-новому. Ежемесячно надо считать, на сколько дней отпуска имеет право каждый сотрудник и какова средняя зарплата для расчета резерва. Затем надо посчитать «виртуальную» сумму отпускных и отчислить их в резерв.

К примеру, сотрудник устроился в компанию 1 апреля. После месяца работы у него появилось право на отпуск продолжительностью 2,33 дня. В резерв надо отчислить отпускные, рассчитанные за этот период. Это нам подтвердили в Минфине России.

Резерв создан в конце года

Некоторые компании считают, что в течение года создавать резервы не надо, мол, это лишняя работа. И планируют перечислить всю сумму в резерв одним платежом в конце года, то есть постфактум. Это неверно и может привести к искажению бухгалтерской отчетности.

Отчисления в резерв необходимы в конце каждого месяца, например, одновременно с расчетом зарплаты. Эти отчисления надо учесть в расходах на оплату труда соответствующего периода. Об этом нам сообщили в Минфине России.

Отпускные начислены сверх резерва

Бывают ситуации, когда компании формируют резерв и отдельно начисляют отпускные сотрудникам, списывая их в расходы. Иначе говоря, формируют резерв, списывают его в расходы, а отпускные учитывают в затратах отдельно. Это неверно и приводит к задвоению затрат и искажению отчетности.

Когда сотрудник берет отпуск, отпускные надо начислить только за счет резерва. И только если резерва не хватает, то сумму перерасхода списывают, как обычно.