Правительством Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона «О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».

На сайте Минфина сегодня опубликован официальный отзыв на проект закона.

Статьей 1 предлагаемого законопроекта предлагается внести изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), предусматривающие возложение на налоговых агентов обязанностей по представлению налоговых деклараций.

В связи с этим пунктом 1 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в подпункт 4 пункта 3 статьи 24, статьи 80 и 81 Кодекса, направленные на установление данной обязанности для налогового агента, а также статью 119 Кодекса, предусматривающую ответственность за непредставление такой декларации.

Однако возложение такой обязанности на налогового агента не согласуется с абзацем первым пункта 1 статьи 80 Кодекса, согласно которому налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Следовательно, налоговая декларация является формой отчетности налогоплательщика, а не налогового агента.

Таким образом, внесение изменений в статьи 24, 80, 81, 119 Кодекса является нецелесообразным, говорится в тексте официального отзыва.

Статьей 2 законопроекта предлагается внести изменения в статьи 216 и 230 Кодекса, устанавливающие отчетные периоды (первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года) по налогу на доходы физических лиц, а также обязанность для налоговых агентов по истечении налогового (отчетного) периода представлять в налоговый орган по месту своего учета налоговые декларации, отражающие сведения об исчисленных и удержанных суммах налога в целом по налоговому агенту (его обособленному подразделению) без детализации по конкретным налогоплательщикам.

Законопроектом предусматривается введение дополнительной отчетности по налогу на доходы физических лиц для налоговых агентов. Кроме того, установление отчетных периодов по налогу на доходы физических лиц фактически приведет к необходимости представления по их окончании налогоплательщиками, обязанными самостоятельно исчислить и уплатить сумму данного налога, дополнительной отчетности. Реализация данных положений законопроекта существенно усложнит налоговое администрирование и увеличит административные расходы как у налогоплательщиков, налоговых агентов, так и у налоговых органов, что не согласуется с целями и задачами основных направлений налоговой политики, поставленными в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 мая 2009 года «О бюджетной политике в 2010 - 2012 годах», предусматривающими необходимость совершенствования процедуры налогового администрирования и устранения излишних форм налоговой отчетности.

Наличие потребности государственных органов в информации об общей налоговой базе по налогу на доходы физических лиц, говорится в правительственном отзыве, не может служить основанием для возложения обязанностей по формированию и ведению такой базы на налоговых агентов. Кроме того, такая информация может быть сформирована налоговыми органами на основе сведений, поступающих от налоговых агентов.