Инспекторы больше не видят препятствий тому, чтобы компании увеличивали вычеты НДС по рекламным расходам, если в течение года выручка от реализации, от которой рассчитывают лимит, растет. К такому выводу мы пришли, когда проводили опрос в налоговых управлениях.

Минфин недавно разъяснил, что компания может принимать НДС к вычету по рекламным расходам в течение года постепенно, а не только в том налоговом периоде, когда нормируемые расходы фактически возникли. То есть если в течение года выручка растет, вычет можно увеличивать соразмерно. При этом дополнительную сумму вычета можно заявить в текущем периоде, никаких «уточненок» подавать не надо. Ведь право на вычет возникнет не задним числом, а в том квартале, когда часть нормируемых расходов перестанет быть сверхлимитной (письмо от 06.11.09 № 03-07-11/285).

Между тем в Ярославской и Тамбовской областях, Карачаево-Черкесии и Чечне налоговики подходят к ситуации очень смело. Здесь вообще не лимитируют сумму вычета по таким затратам и позволяют компаниям сразу принять весь НДС к вычету в момент возникновения рекламных расходов.

Мол, по Налоговому кодексу для вычета не имеет значения – были приняты рекламные расходы по налогу на прибыль сразу или только часть в пределах норматива. Вычет НДС нормируется лишь в отношении командировочных и представительских расходов и по ним действительно имеет смысл предъявлять налог поэтапно (п. 7 ст. 171 Налогового кодекса). Для рекламных расходов подобного ограничения нет, и потому можно в полном объеме предъявлять налог в момент возникновения расходов. Такой подход мы поддерживаем, но, поскольку он не совпадает с позицией Минфина, изложенной в письме, безопаснее заручиться письменными разъяснениями территориальной налоговой инспекции. Это избавит компанию от штрафов и пеней, если инспекторы все же доначислят налоги на выездной проверке.

На Алтае и в Республике Чувашия, а также в Волгоградской области считают, что если нормируемые рекламные расходы возникли в начале года и в то же время был заявлен к вычету налог на добавленную стоимость в пределах норматива, то к концу года при увеличении лимита организация вправе скорректировать вычет по НДС. И подать уточненную налоговую декларацию за тот период, когда налог на добавленную стоимость был принят к вычету. Хотя еще раз отметим, что Минфин России рекомендует обходиться без уточнений.

В Ивановской, Новосибирской, Пензенской, Калининградской, Вологодской областях, а также в Алтайском крае, Дагестане, Коми, Мордовии и других строго придерживаются позиции Минфина.

А вот в Санкт-Петербурге соригинальничали. Здесь налоговики рекомендуют вообще не принимать НДС к вычету по рекламе до окончания года. А когда годовая выручка будет посчитана и определен лимит принимаемых расходов, тогда можно принять НДС к вычету – в последней декларации за год.