Бизнес ищет меры, которые нивелируют ущерб от повышения нагрузки на фонд оплаты труда.

Открывая II Ежегодный российский пенсионный форум, Владимир Путин еще раз подтвердил намерение правительства провести пенсионную реформу. При этом премьер признал, что в ходе пенсионной реформы главной проблемой для бизнеса, конечно же, остается налоговая нагрузка. "Мы должны двигаться в направлении снижения фискальной нагрузки, но аккуратно", — заявил Путин.

Позже министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова заявила, что к детальному обсуждению вопросов компенсации правительство вернется весной, хотя и в данный момент "совещания и обсуждения не прекращаются".

В Минфине корреспонденту "Газеты" подтвердили, что раньше весны 2010 года каких-либо детальных обсуждений налоговых компенсаций бизнесу ждать не стоит. "Налоговая нагрузка на бизнес возрастает с 2011 года. Следующий год — это переходный период, в течение которого для многих компаний ситуация не изменится к худшему", — пояснил источник в Минфине. Имеется в виду, что ставки по страховым взносам будут повышены с 26%, действующих сейчас, до 34% только с 2011 года. При этом для некоторых компаний — сельхозтоваропроизводителей, резидентов техниковнедренческой особой экономической зоны, организаций, использующих труд инвалидов, и предприятий, применяющих специальные налоговые режимы, — ставка взносов будет повышаться постепенно, достигнув размера в 34% только к 2015 году.

Для компаний, которые не подпадают под льготный переходный период, налоговая нагрузка, по подсчетам Минфина, в 2011 году увеличится на 800— 850 млрд рублей. По оценке ведомства, бизнес сэкономит практически такую же сумму уже в этом году. Экономия в 700 млрд рублей должна получиться за счет снижения с 24 до 20% ставки по налогу на прибыль, повышения амортизационной премии до 30% с нынешних 10% и возможности регионов снижать ставку по упрощенной системе налогообложения.

Владимир Путин вчера также заявил, что снижение налогов не единственный резерв развития экономики: "А модернизация, снижение издержек, инновации? Всем этим нужно заниматься. Снижение налоговой нагрузки — это правильная вещь, но снижать до бесконечности невозможно".

Представители бизнес-сообщества поддерживают модернизацию и развитие инноваций, уточняя, что лучшим способом для этого может быть налоговое стимулирование.

"Переход на страховые платежи не должен вести к увеличению налогового бремени, налоговая система должна в большей мере носить стимулирующий характер. Она должна не сдерживать, а стимулировать инвестиции, новации, модернизацию", — отмечал глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин на состоявшемся в ноябре заседании правления союза, которое было посвящено вопросу замены ЕСН страховыми взносами.

Зампред комитета РСПП по бюджетной и налоговой политике Андрей Тихоновский говорит, что в Минэкономразвития уже переданы предложения, речь в которых идет о возврате инвестиционной льготы (позволяет уменьшать налог на прибыль на часть суммы, направленной на капвложения) и расширении состава амортизационных групп по оборудованию, в отношении которых применяется амортизационная премия до 30%.

Способен ли бизнес спасти пенсионную систему России?

Анатолий Аксаков / член комитета Госдумы по финансовому рынку (фракция "Справедливая Россия: Родина / Пенсионеры / Жизнь"), президент Ассоциации региональных банков России

Думаю, что да, но только на основе частногосударственного партнерства. Во-первых, пенсионные накопления должны инвестироваться в российский бизнес, в те инструменты, которые он предлагает. А во-вторых, бизнес может взять на себя функцию по дополнительному перечислению средств. То есть если гражданин добровольно формирует пенсионные накопления, то бизнес может помочь таким людям, простимулировать их, чтобы они увеличивали свои пенсионные отчисления. Посудите сами, бизнес заинтересован в том, чтобы у него были стабильные и лояльные кадры в коллективе, чтобы они не двигались туда-сюда. Кроме того, очевидно, что бизнес заинтересован в том, чтобы поощрять качество работы. А для того чтобы этого добиться, бизнес включает инструмент, о котором мы говорим, в предоставляемый им социальный пакет.

Сергей Борисов / президент общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России"

Способен в том случае, если бизнес будет входить в совет директоров этой системы, а не будет являться только лишь донором, с которого можно " сосать " бесконечные средства, при том что отвечать за них никто не будет. Конечно, если бизнес является донором, то он должен по крайней мере иметь возможность видеть, что с его деньгами происходит дальше. А потом бизнес окажется более заинтересованным, естественно, более ответственным и за пополнение, и за грамотное использование и преумножение данных средств. В противном случае будет не более чем выкачивание из бизнеса денег в " прокрустово ложе " .

Не хочу подвергать сомнению честность и порядочность людей, кому это все доверяется в руки, однако вспомните поговорку: "Доверяй, но проверяй". А проверять, на мой взгляд, повторюсь, должен в том числе бизнес. Тогда ситуация будет кардинальным образом меняться.

Григорий Томчин / президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий (работодателей), президент Фонда поддержки законодательных инициатив

Бизнес спасти пенсионную систему России не способен. Эту систему может спасти только новый, совсем иной ее вариант. То есть нашу пенсионную систему может спасти единственное действо: создание накопительной части пенсии за счет перевода на пенсионные счета граждан доходов от эксплуатации государственной коммерческой собственности. Иначе говоря, дивиденды по госакциям, дивиденды от строительства дорог, дивиденды от системы создания платных дорог и так далее. Когда в течение 5— 10 лет на пенсионные счета граждан государство будет вкладывать вот эти доходы и хорошо ими управлять, тогда гражданин поверит в пенсионную систему и будет откладывать свое.

Олег Вьюгин / председатель совета директоров МДМ Банка, бывший руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам

Я бы ответил следующим образом: обеспечение нормальных условий и даже стимулирование создания корпоративных пенсионных схем и систем было бы одним из выходов из создавшейся ситуации. Но для этого, безусловно, нужно заинтересовать бизнес все это выстраивать. А здесь, разумеется, могут помочь исключительно налоги, то есть определенные налоговые послабления. Вообще, мы никак не можем разделить финансирование текущих пенсий и финансирование накопительной части: не одна попытка делалась, но не получилось. Однако, в конце концов, осуществить данный шаг будет нужно, потому что другого выхода попросту нет. Действительно, абсолютного идеала не существует, наверное, ни в одной стране: периодически там и тут возникают определенные проблемы, но все-таки все держится в основном на профессиональных корпоративных пенсионных системах, и надо к этому идти.

Далее, если говорить об увеличении пенсионного возраста, то я считаю, что повышать его придется. Тем не менее ничего страшного в этом нет: единственное, что политически это очень трудно, а потому необходимо найти какие-то разумные решения. Например, хотя напрямую стимулирование частных систем с пенсионным возрастом не связано (это можно делать независимо), у меня есть такое ощущение, что провести все в комплексе будет легче.