В следующем году фискальная нагрузка на бизнес сократится на 220 миллиардов рублей.

Российская власть объявила о новой конфигурации налоговой системы в стране. Президент Дмитрий Медведев сообщил, что в связи "с ситуацией на мировых рынках, бюджетными обязательствами и с ценой на нефть, которая пока падает", правительство решило не снижать ставки налога на добавленную стоимость. Этот вопрос отложен до 2009 года. Эти новации прокомментировал помощник президента Аркадий Дворкович. В целом, по его словам, пакет изменений в налоговое законодательство позволит снизить налоговую нагрузку на экономику максимум на 0,5 процента ВВП в год. В 2009 году это составит почти 220 миллиардов рублей.

Главную лепту (0,15-0,3 процента ВВП) внесет так называемая дополнительная амортизационная премия, которая будет повышена с 10 до 30 процентов от стоимости оборудования. Это позволит в разы уменьшить налогооблагаемую прибыль компаний. И бизнес сможет направлять неизмеримо больше средств на закупку нового оборудования, в том числе импортного, инвестируя освободившиеся "налоговые деньги" в модернизацию производства.

Дворкович также заявил о возможных изменениях при расчетах ставок экспортных пошлин на нефть. На снижение налоговой нагрузки в нефтянке "заточено" и снижение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Среди однозначно оптимистичных новостей - намерение власти упростить взыскание старых налоговых претензий. "Реструктуризация налоговой задолженности может вырасти до пяти лет". Сейчас, напомним, предусмотрена рассрочка лишь на один год. Продлить же ее на три года можно только по решению правительства.

Отдельно Аркадий Дворкович остановился и на острой ситуации вокруг единого социального налога (ЕСН). Напомним, что для поддержания пенсионной системы и системы медицинского страхования минфин предлагает радикально проиндексировать его регрессивную шкалу. Бизнес - против. Однако Дворкович постарался успокоить предпринимателей: "Даже если мы придем к выводу, что индексация необходима, то с учетом предпринимаемых мер налоговая нагрузка не повысится". Что же касается нового размера ЕСН и уровня взносов, то с окончательными цифрами правительство, по его словам, определится в "ближайшие недели". Как пояснила позже журналистам на инвестиционном форуме в Сочи глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина, решение будет приниматься с учетом параметров, которые должны быть согласованы с пенсионной системой и системой здравоохранения. Их нужно сбалансировать с точки зрения источников дохода. Однако в целом налоговая нагрузка на экономику не должна повыситься, подтвердила и Набиуллина. А вот стимулирующая функция налоговой системы обязана вырасти, подчеркнула министр.

Однако бизнес беспокоит, что решения по ЕСН будут приниматься раньше, чем по налогу на добавленную стоимость (НДС). Такое мнение высказал журналистам глава РСПП Александр Шохин.

  • Компетентно

Владимир Назаров, заведующий лабораторией бюджетного федерализма Института экономики переходного периода:

- Предложенный пакет налоговых мер в целом направлен на то, чтобы "потушить пожар на фондовом рынке". Как он отразится на экономическом росте в долгосрочной перспективе, покажет время.

Снижение налога на добычу природных ископаемых (НДПИ), а также экспортных пошлин на нефть добавит экономике ликвидности. Увеличение амортизационной премии повысит привлекательность инвестиций, а отказ от немедленного снижения НДС обеспечит устойчивость финансовой системы. Для населения это означает и стабильность банковской системы, и шансы на рост заработной платы в связи с сохранением высоких темпов экономического роста. Вместе с тем повышаются инфляционные риски.

Что касается НДС, то в России проблема заключается не в его снижении, а в администрировании. Если экспортерам будут своевременно возмещать этот налог, то претензии со стороны бизнеса утихнут. Однако ослаблению тотального госконтроля за возмещением НДС мешает огромное количество фирм-однодневок, занимающихся лже-экспортом. Они, скорее всего, плодятся из-за отсутствия жесткого банковского надзора. Если у половины "карманных" банков, занимающихся обналичкой, отозвать лицензии (разумеется, в спокойных, а не в кризисных, как сейчас, экономических условиях), то о лже-экспортерах можно было бы забыть.

По единому социальному налогу (ЕСН) позицию минфина мы во многом разделяем. Регрессивную шкалу надо индексировать. В противном случае поступления по этому налогу станут недопустимо малы. Процесс уже начался. Если сейчас эффективная ставка ЕСН - около 22 процентов, то к 2020 году при отсутствии индексации она снизится до 10-15 процентов в зависимости от темпов инфляции. А это значит, что деньги на пенсии и здравоохранение придется черпать из других налогов. Но индексировать шкалу необходимо постепенно, как минимум за три года. При этом необходимо понимать, что финансировать все потребности пенсионной системы за счет ЕСН невозможно. Рынок труда может отреагировать отрицательно: ростом безработицы или уходом зарплат "в тень". На переходный период необходимо привлечь в пенсионную систему ресурсы помимо ЕСН. Речь идет о Фонде национального благосостояния и постепенной приватизации государственного имущества. Если этих средств не хватит, то лучше повышать НДС как более нейтральный налог, которым облагается и импорт. При решении проблем с его администрированием это не окажет на экономику такого негативного эффекта, как повышение ЕСН. По такому пути пошла Германия, снизив в 2007 году взносы на социальное страхование при одновременном увеличении ставки НДС с 16 до 19 процентов.

Еще одна мера в пакете налоговых предложений - снижение нагрузки на нефтяную отрасль. В текущей ситуации, когда не хватает ликвидности, - решение сократить налоги для нефтянки и тем самым "впрыснуть" в экономику дополнительные средства - мера оправданная. Но когда кризис рассосется и при этом цены на нефть не упадут, целесообразно все-таки сохранять налоговую нагрузку на этот крайне прибыльный для бизнеса сектор. При этом жестко мониторить ситуацию. Если высвобожденные налоговые платежи нефтяные компании направят, как ожидает правительство, на увеличение расходов на освоение новых месторождений - это хорошо. А если на повышение зарплат работников или покупку непрофильных активов?

Та же логика применима к оценке последствий увеличения амортизационной премии до 30 процентов. Она эффективна, если необходимо подстегнуть рост, и экономика легко "переваривает" инвестиции. Но если она перегрета, то весь "пар уйдет в свисток". В этом случае ни к чему, кроме разгона цен, введение такой премии не приведет. Вместо нее целесообразнее было бы ввести для налогоплательщиков индексацию капитальных затрат с учетом инфляции. Например, если сегодня вы закупаете оборудование или строите завод, то при начислении амортизации вы индексируете амортизационные отчисления на уровень инфляции, что равномерно сокращает нагрузку по налогу на прибыль.

Страховкой на случай кризиса можно назвать и упрощение порядка и увеличения сроков по реструктуризации налоговой задолженности. В условиях проблемы ликвидности такая налоговая политика спасает рентабельный бизнес, нивелируя риски, чтобы не вызывать паники и негативной реакции рынков.