Премии, выплачиваемые за счет чистой прибыли, соцналогом не облагаются. Однако, чтобы пустить такие бонусы сотрудникам мимо расходов на оплату труда, фирма должна приложить немало усилий. Тем более что налоговики склонны видеть неправомерное использование льготы, предоставленной пунктом 3 статьи 236 Налогового кодекса, даже там, где его на самом деле нет.

Как известно, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, а также по авторским договорам признаются объектом налогообложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК). В то же время в силу подпункта 2 пункта 3 данной статьи указанные выплаты и вознаграждения признаются объектом налогообложения только в том случае, когда у фирм-налогоплательщиков такие выплаты отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль в текущем отчетном (налоговом) периоде.

Отнесение либо неотнесение различных выплат к расходам нередко становится причиной для разбирательств с налоговыми органами. В этом недавно убедилась одна фирма из города Кемерово.

Претензии к бонусам

Компания произвела премирование своих работников. При этом выплаченные вознаграждения не были отнесены к расходам на оплату труда. Общая сумма премиальных составила около 3 000 000 рублей.

Спустя какое-то время ИФНС провела выездную налоговую проверку деятельности компании, по результатам которой было принято решение о доначислении ЕСН и соответствующих сумм пеней и штрафов. Основанием для таких действий послужило мнение ревизоров о занижение налоговой базы по соцналогу. Мотивация инспекторов заключалась в следующем: организация должна была начислить и уплатить социальные взносы с выплаченных работникам премий за производственные результаты, мастерство и высокие достижения в труде.

Несказанно удивившись такому повороту событий, фирма обратилась с заявлением в суд.

В поисках справедливости

Для начала судьи отметили, что объект налогообложения по налогу на прибыль организаций − прибыль, полученная компанией (п. 1 ст. 247 НК). При этом прибылью для российских фирм признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 Кодекса.

В ходе разбирательства было установлено, что выплата бонусов производилась из средств специального назначения по решению учредителя. По данному основанию были премированы все сотрудники компании. Впоследствии фирма дополнительно поощрила особо отличившихся сотрудников за успешное и качественное выполнение работ по пуску монтажа, вводу объектов технического перевооружения, и за высокие производственные показатели. На сей раз источником финансирования стали средства целевых поступлений.

Судьи напомнили, что премии, выплачиваемые работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль (подп. 22 п. 1 ст. 270 НК). К тому же не учитываются расходы в виде затрат на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо предусмотренных трудовыми договорами. Как выяснилось, на предприятии выплаты данных премий не были предусмотрены системой оплаты труда (не были предусмотрены трудовыми договорами, а также коллективным договором) и носили разовый характер.

Инспекция не представила доказательств того, что указанные выплаты являются составной частью оплаты труда, регламентированы трудовым договором (в части включения в состав заработной платы) и гарантированы наравне с другими вознаграждениями, указали арбитры.

В результате суд пришел к выводу, что спорные бонусы не должны включаться в объект налогообложения ЕСН. Соответственно, претензии налоговиков были признаны необоснованными (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 июня 2008 года № Ф04-3285/2008(5658-А27-25)).