
По мнению СП, надо ввести обязанность налоговиков анализировать имущественное состояние фирм, подлежащих исключению из ЕГРЮЛ. А также - оперативнее рассылать таким фирмам сообщения об исчисленных налоговиками налогах.
Счётная палата проанализировала, что происходит с уплатой земельного налога в том случае, если организация-владелец исключена из ЕГРЮЛ по признакам недействующего юрлица или из-за недостоверности сведений в ЕГРЮЛ. СП рассматривала эту информацию на фоне изменившегося регулирования – отмены обязанности по подаче декларации по земельному налогу. Исследование касалось этого налога, но, если предложения СП будут реализованы, это коснется и других имущественных налогов.
Ускорить сообщения
Исследовалась ситуация в 39 регионах. Согласно отчету СП, с 2020 по 2022 год из ЕГРЮЛ были исключены 956 организаций по указанным основаниям, и при этом за этими фирмами числились на праве собственности или постоянного пользования земельные участки, с которых налог теперь не уплачивается. При этом на этих участках могут находиться объекты капитального строительства, кто-то может всё это имущество использовать в коммерческих целях без уплаты налогов.
По общему правилу, сообщения об исчисленных налоговиками суммах направляются сейчас не позднее 6 месяцев с даты установленного срока уплаты налога. Однако для случаев ликвидации установлен более короткий срок – не позднее 3 месяцев с даты, когда налоговикам стало известно о предстоящей ликвидации. Причём, ликвидируемым организациям налоговики также направляют сообщения об исчисленных суммах авансовых платежей, тогда как в общем случае для всех остальных организаций в отношении авансов этого не делается. Что касается ликвидируемых – это позволяет оперативно учесть налоговую обязанность.
Счётная палата считает, что такой же порядок следует распространить на организации, в отношении которых в ЕГРЮЛ внесена запись о начале производства по делу о банкротстве, а также на организации, в отношении которых принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ по решению регистрирующих инспекций. Соответственно – закрепить обязанность налоговиков направлять сообщения об исчисленных ими суммах налога не позднее 3 месяцев со дня получения налоговым органом сведений о том, что в отношении организации инициировано банкротство или принято решение о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ.
Могли, но не сделали
Причем, у большинства из упомянутых 956 организаций имелась задолженность по налогам, в том числе, по земельному налогу. Чтобы взыскать её с таких организаций, налоговая обращается в службу судебных приставов. При этом примерно в отношении более чем половины из названных организаций судебные приставы вынесли постановление о невозможности взыскания задолженности, несмотря на то, что эти организации имели в собственности земельные участки на момент исключения из реестра.
Налоговики со своей стороны не обжаловали такие постановления. Счётная палата рекомендует исправлять такие упущения и обжаловать постановление о невозможности взыскания, если в собственности исключенного из ЕГРЮЛ лица имеется какое-то имущество. По данным Росреестра, за такими исключенными из ЕГРЮЛ организациями эти участки числятся до сих пор.
Также счётная палата нашла 92 организации, недоимка которых превысила 300 тысяч рублей на момент их исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа. Более половины из них также имели в собственности земельные участки, реализация которых с учётом их кадастровой стоимости могла бы обеспечить погашение имеющейся недоимки. Однако тут обнаружилось ещё одно существенное упущение налоговиков: они не инициировали банкротство таких организаций.
Если не гол, как сокол
Счётная палата озвучила и еще одно предложение: рассмотреть вопрос о механизме проведения налоговыми органами анализа имущества организаций, исключаемых из ЕГРЮЛ по решению налоговиков. Для этого, считают в СП, необходимо нормативно закрепить особенности принятия налоговиками решений об исключении таких лиц из ЕГРЮЛ, если в их собственности имеется недвижимое имущество.
Ранее мы рассказали о других выводах СП, сделанных в ходе того же исследования: о недоработках во взаимодействии между Росреестром и ФНС, о результатах перехода на бездекларационный вариант уплаты имущественных налогов.