Либерализации по-прежнему не предвидится. Пересылка реквизитов чека покупателю потребует его согласия. В случае бесконтактной оплаты в ряде случаев исчезнут условия для передачи бумажного чека. Установят требования к печати бумажных чеков.

На общественном обсуждении появилась новая версия проекта поправок в закон о ККТ, связанных, в том числе, со способами передачи кассовых чеков и другими вопросами. Предыдущий вариант публиковался в начале марта. Как мы сообщили тогда, и это осталось и сейчас, никакой либерализации в вопросе выдачи или невыдачи чека не планируется. То есть, власти не намерены учитывать пожелания бизнес-сообщества насчет возможности не выдавать чек, если его не требует покупатель.

+1 вариант, -1 свобода

И более того: местами даже наоборот. Напомним, что сейчас вместо выдачи чека можно направить его на электронку или абонентский номер (в том числе, можно это делать посредством мессенджеров). И есть еще один вариант: если чек размещается где-то на каком-то сайте, можно направить на те же координаты покупателю реквизиты чека (само по себе включение чека в базу на сайте или в приложении самого магазина – без отдельного оповещения покупателя – не позволяет считать исполненной обязанность по выдаче чека).

И – внимание – сейчас продавец может использовать такие варианты и без согласия покупателя. Единственное условие – покупатель добровольно до момента расчета дал свой номер или "мыло". В том числе, если ранее заполнил какую-нибудь анкету с целью получения карты скидок – то есть, не обязательно покупатель давал координаты именно в целях получения чеков.

По новой же версии законопроекта вариант передачи покупателю реквизитов чека в случае его размещения на сайте магазина будет требовать согласия покупателя. Условия для прямой пересылки чека не меняются, по крайней мере, пока. Но не известно, как трансформируется законопроект в дальнейшем.

Как и в предыдущей версии законопроекта, вводится новый способ исполнения обязанности по выдаче чека: размещение чека на сайте налоговой и включение в него элекронной почты или номера покупателя с тем, чтобы у него была возможность получить чек. Такое также будет возможно с согласия покупателя. Как этот способ будет работать – наверное, чек налоговая будет посылать по запросу с указанного адреса (номера), но это лишь догадки, законопроект это не расшифровывает.

Нет контакта – нет "бумаги"

Законопроект уточняет требования к моменту выдачи чека в случае, если расчет производится без контакта продавца и покупателя. Причем так, что это, вероятно, вынудит в таких случаях полностью отказаться от бумажных чеков.

Сейчас согласно пункту 5.4 статьи 1.2 закона 54-ФЗ чек должен быть сформирован (и не в любом случае передан) не позднее рабочего дня, следующего за днем расчета, но не позднее момента передачи товара. Что касается передачи (пункт 5.3) – то в указанный срок направляется только электронный вариант. Передача бумажного чека разрешена вместе с товаром или при первом взаимодействии (в случае услуги).

И, хотя этот пункт (5.3 статьи 1.2) особо не меняется, в пункт 5.4 впишут "сформировать и передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) по таким расчетам не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара, результатов выполнения работы, завершения оказания услуги".

А как же быть с бумажным чеком, если товар передается или услуга оказывается позднее следующего за расчетом рабочего дня? Видимо, разработчики законопроекта считают нужным взорвать мозг пользователям ККТ, принимающим расчеты дистанционно. А это немаленький контингент, так сюда входят, согласно законопроекту, также и интернет-магазины. Впрочем, у последних остается право не печатать бумажные чеки. И, видимо, и "чистые" интернет-магазины, и другие (кто оплату принимает без взаимодействия, а товар передает или услугу оказывает "очно", то есть, пункт 5.3 статьи 1.2) тоже перейдут на исключительно электронную передачу чеков. Но не понятно, как быть, если покупатель не дал своего номера или электронки, хотя такие случаи при дистанционной оплате, наверное, нечасто встречаются.

Посредникам

Предыдущая версия законопроекта предполагала, что если посредник принимает деньги за товары-услуги в целях исполнения обязательств покупателя перед поставщиком, то посредник обязан применять ККТ. При этом сам продавец сможет обходиться без кассы.

Теперь же, по сути, то же самое размазали на 4 новых подпункта, прописав массу различных нюансов, и в том числе, оговорив, что если деньги получает сам продавец, то он и ККТ применяет. В настоящее время кассу разрешено применять или агенту, или принципалу – по их выбору.

Что еще

Расчеты через СБП новым законопроектом приравниваются к расчетам с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

Остальное – то же, что было и в предыдущей версии законопроекта. Введут требование о том, что в бумажном чеке высота символов (строчные буквы) должна быть не менее 2 мм, интервал между строками не менее 0,5 мм, контрастность не менее 40%. При этом ФНС сможет устанавливать и дополнительные требования к качеству печати и размеру QR-кода на фискальных документах, а также к качеству и времени отображения QR-кода на дисплее автоматического устройства.

Сейчас установлено, что ККТ могут не использовать, среди прочего, образовательные и физкультурно-спортивные организации при оказании услуг населению в сфере, соответственно, образования и физкультуры и спорта. К этому добавят ИП – или работающих по лицензии в сфере образования, или по основному виду деятельности работающих в области физкультуры и спорта.

Заявление о регистрации или перерегистрации ККТ разрешат подавать через портал госуслуг (в дополнение к имеющимся каналам). При регистрации разрешат не дублировать сведения, содержащиеся в сформированном отчете о регистрации, если такой отчет передан через ОФД. После замены ФН можно будет вместо заявления о перерегистрации передать через ОДФ отчет об изменении параметров регистрации. Если налоговики решат, что при этом им не хватает каких-то данных, то в перерегистрации откажут, и тогда надо будет подать заявление.