ВС одобрил доначисление НДФЛ и страхвзносов на незакрытые подотчеты
© anekdotov.net

За два года на четырех человек выдан подотчет 31 млн рублей. Никаких документов ни на приобретение товаров, ни на их оприходование и использование представлено не было.

Миллионы в подотчет

Налоговая провела выездную проверку частной охраны организации и выявила любопытный факт: за два проверенных года в организации накопилось незакрытых подотчетов на 31 млн рублей. Деньги – якобы на хознужды – брали гендиректор, его заместитель и еще два представителя руководства фирмы. На долю первого пришлось 17 млн (в среднем по 700 тысяч в месяц), главбух провела через себя 8 млн, другим членам руководящего состава досталось по 2-3 млн.

Документов на приобретение товарно-материальных ценностей для нужд фирмы не было, и налоговики решили, что на самом деле это были не подотчеты, а зарплата, с которой организация не удерживала НДФЛ и не уплачивала страховые взносы. Поэтому всё это успешно было доначислено. В общей сложности вместе с пенями и штрафами вышло около 15 млн рублей.

Организация попыталась опротестовать это в суде, но ничего не получилось. Представители фирмы утверждали, что документы – как бумажные, так и электронные – были утеряны вследствие необычайного стечения обстоятельств: из-за грозы компьютер сгорел и был утилизован, а подвал, где хранились бумажные первичные документы, был затоплен. Дело было, действительно, в местности, в целом подверженной паводкам – в Комсомольске-на-Амуре.

Утонули и сгорели

Организация даже подтвердила факт затопления справкой управления по делам гражданской обороны. Однако выяснилось, что справка выдана на основании документов, которые организация же и представила. Это был акт осмотра и фотография. Акт, в свою очередь, был подписан должностными лицами организации, а также представителем водоканала. Последний, как выяснилось, был хорошим знакомым одного из представителей фирмы. На месте он побывал, но воды не увидел, а обнаружил только следы от нее (на стенах осталась линия водораздела) и различные бумаги на полу.

Налоговики попытались проверить факт затопления, но это не подтвердилось ни постановлением администрации о зоне паводков, ни ответами обслуживающих организаций. Был ещё один акт, подписанный представителем росгвардии, но этот акт был составлен спустя продолжительное время после возможного затопления. Какие именно документы были испорчены в результате затопления, установить не было возможности, поскольку все они были размыты, говорили свидетели на допросах в налоговой.

Причем, ранее налоговики уже делали организации замечания о ненадлежащим хранении документов и о необходимости их перенести в неподтопляемое помещение. На это организация отвечала, что месторасположение офиса и его подвалов не относится к зоне риска. Каких-то сверхнормативных осадков в период, когда подвал-таки оказался затоплен, зафиксировано не было. Так что – сплошные противоречия.

Что касается порчи компьютера, то здесь было две версии случившегося: первая – связанная с грозой, а вторая – с коротким замыканием в результате затопления. Некий технический специалист подтвердил порчу жёстких дисков в неком компьютере, однако причину поломки определить не смог. В итоге ни налоговики, ни суды не поверили в порчу документов и компьютеров. Но зато увидели умышленный характер бурной деятельности по созданию препятствий для налогового контроля.

Бензин для отсутствующих машин

О том, куда были потрачены спорные средства, организация составила таблицу с суммами, расписанными по годам. Это были спецодежда, полотенца, содержание и обслуживание оружейной комнаты, представительские расходы, корм для сторожевых собак, питьевая вода, ГСМ, содержание, ремонт, техобслуживание автомобилей, ремонт и обслуживание помещений, хозяйственные расходы, услуги связи, канцтовары, приобретение и ремонт оргтехники, телефонов, почтовые расходы, обогревательные приборы, электроподстанция, газонокосилки, бензопилы и многое другое.

Когда налоговая попросила раскрыть контрагентов, у которых всё это приобреталось, внятного ответа от организации не последовало. К тому же, транспортные средства за организацией зарегистрированы не были, договоры аренды автомобилей, а также информация об их собственниках не представлены, тогда как наиболее серьёзные суммы были заявлены именно в качестве расходов на ГСМ. Также организация не раскрыла налоговикам информацию о месте нахождения электроподстанции, газонокосилок, бензопил. Не было документов, которые бы подтверждали принятие на учёт всех указанных товарно-материальных ценностей.

Деньги в подотчёт перечислялись на личные карты руководящих работников. Однако не найдено дальнейших следов оплаты с этих карт за какие-либо приобретения на нужды фирмы – деньги просто снимались в банкоматах. Так что суды сочли абсолютно не подтверждённым расходование этих средств на нужды организации. Доначисления оставлены в силе в полном объеме (определение ВС 303-ЭС22-29414 по делу А73-4898/2022).

Это не первое такое решение. Судебная система больше не применяет подход, признававший зависшие в подотчете деньги долгами работников, как это когда-то давно было.