Разрыв налоговых соглашений с западными странами поставит в сложное положение россиян, которые владеют там активами, имеют ВНЖ или просто работают удаленно на российских работодателей. В каких случаях нужно проводить реструктуризацию бизнеса, а в каких — задуматься о смене юрисдикции, объясняет партнер GSL Law&Consulting по международному налогообложению и иммиграции Сергей Нестеренко.

В ответ на включение России в налоговый черный список Евросоюза, Минфин и МИД предложили приостановить действие соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) с «недружественными» странами, в число которых входят не только страны ЕС, но и США, Канада, Сингапур, — всего около 40 государств. Принятие такого предложения приведет к невозможности для наших налоговых резидентов зачета в России уплаченных в этих странах налогов, а также к отмене российских пониженных ставок налога для резидентов другой страны, в том числе россиян, живущих за рубежом. Если «недружественные» страны со своей стороны тоже приостановят соглашения с Россией или выйдут из них, то льготных ставок в этих странах лишатся и россияне, имеющие активы за рубежом. Вероятность таких встречных мер очень велика, например в США уже предлагали отменить соглашение с Россией.

Последствия для российских резидентов

Если соглашения перестанут действовать, налоги по доходам из затронутых стран придется платить дважды. Увеличатся и сами налоги за рубежом, так как СИДН предусматривают пониженные ставки при перечислении доходов в другую страну. Налоги на дивиденды, получаемые российским резидентом из иностранной компании, в России останутся прежними — 13% или 15%, но к ним в большинстве стран добавятся местные налоги у источника (WHT), причем по максимальной ставке. В Испании, например, WHT увеличится с 15% до 19%, в Португалии — с 15% до 25%, в США, где множество россиян все еще имеют брокерские счета, с 10% до 30%. На Кипре и в Сингапуре действует нулевая ставка WHT — независимо от наличия соглашения, однако на Кипре в прошлом году ввели налог в 17% на дивиденды, перечисляемые в страны из черного списка ЕС.

Налог за рубежом при продаже российским резидентом акций местной компании может увеличиться с нуля (при действующем СИДН) до 20-30% или даже до 48-50% от разницы цен покупки и продажи, плюс 13-15% в России. Налог при продаже виллы в Испании не изменится (19%) и от разницы цен на даты покупки и продажи, но теперь к нему прибавится 13-15% в России (с разницы в рублях), итого получится до 34% без учета изменения курса рубля к евро. Ранее россиянин заплатил бы только налог за рубежом и ничего не доплачивал бы дома, так как российская ставка налога ниже. Если недвижимость за рубежом была в собственности более трех или пяти лет, дополнительных налогов в России не будет, а налоги за рубежом обычно не зависят от срока владения активами. Но есть и исключения: например, Бельгия. При сдаче зарубежной недвижимости в аренду суммарная ставка составит для недвижимости в Испании 24 + 13% (15%), в Португалии 28 + 13% (15%).

Россияне — владельцы контролируемых иностранных компаний (КИК) в «недружественных» странах лишатся налоговых льгот и должны будут дополнительно потратиться на аудит финансовых отчетов. А если вы получаете зарплату в иностранной компании, но живете в России, то к зарубежной ставке по прогрессивной шкале НДФЛ (до 48-50%) необходимо будет добавить российские 13% или 15%. 

Последствия для обладателей ВНЖ 

Россияне, проживающие за рубежом, также пострадают. Резиденты большинства европейских стран не платят дважды и в отсутствие СИДН: налог, уплаченный в другой стране, обычно вычитается из налога на этот доход в стране резидентства независимо от наличия соглашения. Однако это правило может не действовать для доходов из стран черного списка, а Россию ЕС как раз в такой список включил. 

Таким образом, если россиянин живет за рубежом, является там налоговым резидентом, но получает доходы из России, эти доходы могут облагаться налогом и в России, и в новой стране. Российский налог у источника на дивиденды практически не изменится: резиденты платят 13% (или 15% если общая сумма доходов за год превышает 5 млн рублей), а нерезиденты — те же 15%, если нет соглашения, с уменьшением до 10% по соглашениям с рядом стран. А вот налог на прирост капитала, например, от продажи нерезидентом доли в ООО или российской недвижимости, изменится драматически: при наличии соглашения он равен нулю, налог взимается только за рубежом, в стране резидентства, а в отсутствии соглашения налоговая ставка в России составит 30%, плюс налоги за рубежом. Хорошая новость здесь в том, что в ряде европейских стран налоги на пассивные доходы почти вдвое меньше «зарплатных» налогов, взимаемых по прогрессивной шкале до 48-50%. 

Если срок владения акциями или недвижимостью превышает пять лет, то налога в России не будет и для резидентов, и для нерезидентов, и независимо от наличия соглашения, налоги в стране резидентства останутся. 

Для россиян, находящихся за рубежом и удаленно работающим на российскую компанию, НДФЛ в России останется нулевым, его отсутствие не зависит от наличия соглашения и определятся лишь фактическим местом осуществления рабочих функций. Другое дело, что большинство таких работников считает, что источник дохода у них в этом случае находится в России и у них нет обязанности платить налоги в стране проживания. Это, конечно, не так. Если же трудовой договор составлен неправильно, то в России вы заплатите 30%, как нерезидент, плюс налоги в стране резидентства. Могут также пострадать россияне, использующие льготные налоговые режимы в других странах для новых резидентов. Например, режим NHR в Португалии работает только для доходов из стран с СИДН. Сохранят свои низкие ставки в России индивидуальные предприниматели и самозанятые, а зачет их российских налогов за рубежом и сейчас зависит от формулировок конкретного соглашения, вида деятельности, наличия сотрудников и других обстоятельств, поэтому не всегда возможен.

При наличии соглашения физическое лицо может быть признано налоговым резидентом лишь одной страны. В его отсутствие у россиян, имеющих ВНЖ за рубежом, есть риск оказаться резидентами сразу двух стран, даже если они проводят в другой стране и меньше полугода. Тогда будут облагаться налогом дважды все их доходы не только в России и в этой стране, но и по всему миру.

Что делать

Россиянам, имеющим компании в европейских странах или США, стоит рассмотреть возможности для реструктурирования своих активов: налоги при выплате дивидендов увеличатся, а льгот по КИК не будет. 

Арендную недвижимость теперь лучше сдавать через управляющую компанию, либо декларировать аренду как бизнес, что позволит более гибко определять ставку налога и выплаты дохода. А может, и вообще отказаться от аренды в дальнейшем. Увеличение налоговой нагрузки может сделать такой бизнес низкорентабельным, особенно с учетом периодических расходов на ремонт по мере старения жилья. А если страна нахождения недвижимости еще откажется и от автообмена банковской информацией с Россией, то поступления и от аренды, и от продажи на зарубежный счет станут незаконными для россиян. 

Живущие на две страны могут планировать время получение дохода, свое пребывание в России и за рубежом и экономические связи таким образом, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. В этом плане Россия остается весьма привлекательной страной в силу низких, по сравнению с Европой, ставок НДФЛ и наличия специальных налоговых режимов для индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Есть также ряд стран, где отсутствуют налоги по доходам из-за рубежа.

Удаленщикам и цифровым кочевникам, получающим выплаты из России, стоит еще раз проверить свои контракты, определиться с видами доходов — активные или пассивные, налоговой резидентностью, а также местом фактической деятельности: Россия, страна ВНЖ или какая-то другая.

В любом случае следует следить за развитием ситуации в европейских и других странах, и возможно, переориентировать свои бизнес и жизненные интересы в сторону «дружественных» юрисдикций, таких как ОАЭ, Гонконг или Таиланд.