Счетная палата оценила эффективность выездных налоговых проверок
© anekdotov.net

В том числе, проанализировали влияние проверки на будущее налогоплательщика.

Счетная палата рекомендует налоговой службе усовершенствовать систему критериев риска, применяемую при планировании выездных проверок. Анализ СП сделала за 2019-2021 годы. С 2007 года ФНС применяет риск-ориентированный подход. Вместе с тем, немного увеличился удельный вес безрезультативных проверок организаций – с 4,8 % в 2019 году до 5,4 % в 2021 году. При этом уменьшается количество налогоплательщиков, в отношении которых проводятся ВНП, – с 8167 в 2019 году до 7167 в 2021 году.

Предпроверочный анализ

На результативность ВНП влияет, прежде всего, качество предпроверочного анализа. СП выявила значительные расхождения между планируемыми показателями по итогам такого анализа и фактическими результатами проверок. Так, в 62% случаев результаты предпроверочного анализа были выше результатов ВНП, в 35% случаев – ниже и только в 0,5% случаев они были сопоставимы.

При этом в ходе предпроверочного анализа запрашивается достаточно большой объем документов, что создает дополнительную административную нагрузку на бизнес. Например, в ходе подготовки к проведению 500 ВНП, которые в итоге завершились без результата, только в рамках предпроверочного анализа было направлено почти 10 тысяч требований о предоставлении более 124 тысяч документов. Из них более 86% требований было направлено контрагентам налогоплательщиков. При этом в 45,2% случаев налогоплательщики по результатам предпроверочного анализа не включаются в план ВНП по причине неподтверждения рисков, на основании которых они отобраны.

Платить не хотят, но и рассрочку не просят

Как показало исследование, только треть доначисленных налоговых обязательств поступает в бюджет в добровольном порядке. Остальные суммы налоговым органам приходится взыскивать. Причины неуплаты названы в соответствующем отчете, опубликованном на сайте СП:

  • "ковидный" мораторий на банкротства;
  • вывод активов налогоплательщика в период мероприятий налогового контроля, перевод бизнеса на зависимые предприятия до начала или в период проведения проверки, прекращение деятельности налогоплательщиком. В этой связи СП упомянула законопроект, препятствующий выводу активов, внесенный в Госдуму более года назад и зависший. Рекомендаций по нему СП никаких не выдала;
  • отсутствие у налогоплательщика активов и денежных средств, соизмеримых с суммой доначислений;
  • инициирование процедуры банкротства;
  • длительная процедура оценки и реализации имущества в рамках исполнительного производства и процедуры банкротства.

Кстати, судя по тому же отчету, заметно выросло количество проверок, материалы которых направляются следователям. В первом полугодии 2022 года – ровно столько же, сколько за весь 2020 год и только немногим меньше, чем за весь 2019 год. Примерно 1/3 таких "сливов" приводит к возбуждению уголовных дел.

Предусмотренная Налоговым кодексом возможность получения рассрочки по внесению доначисленных платежей налогоплательщиками практически не востребована, отметила также СП. Так, в исследуемый период в налоговые органы поступило всего 97 заявлений от 95 налогоплательщиков о предоставлении такой рассрочки. При этом потенциальная возможность обращения за рассрочкой по данному основанию имелась в 2 425 случаях на сумму более 90 млрд рублей.

Калечат и убивают

В рамках анализа Счетная палата также сравнила показатели деятельности проверенных организаций и тех, которые не попали под проверки. Проверки влияют на деятельность проверяемых компаний, сделала вывод СП. «Вместе с тем, однозначно говорить о том, что налоговые проверки наносят непоправимый ущерб деятельности компаний, будет некорректно. Для этого нужно проводить более глубокое исследование», – отметил аудитор СП Андрей Батуркин.

От себя добавим, что известно множество случаев, когда по итогам проверки налоговики банкротят компанию, по сути, приводя к ее ликвидации. Однако СП по этому поводу каких-то рекомендаций не дает, в том числе – ничего вообще не сказано на этот счет в отчете об исследовании влияния ВНП. Но зато "ковидный" мораторий на банкротства назван среди причин, которые препятствовали поступлению доначисленных денег в бюджет (это – в другом отчете). Там же говорится, что по 686 проверкам долги были признаны безнадежными и списаны – в том числе, по причине банкротства или ликвидации фирмы, сумма списаний – 17,4 млрд рублей.

Кроме того, сумма задолженности в размере 420,3 млрд рублей по 2235 проверок в настоящее время взыскивается в ходе банкротства (то есть – надежда урвать деньги у налоговиков еще есть, и надежда, что налогоплательщик останется жив, тоже пока есть). Из них в отношении 357 проверок с суммой задолженности 141,8 млрд рублей процедура банкротства на данный момент завершена, а взыскано только 14,9 млрд рублей (10,5% от суммы задолженности). Вот и спрашивается, кому нужны такие "эффективные" проверки?

Все течет, все меняется

Ряд выявленных Счетной палатой проблем ФНС уже успела устранить или находится в процессе. В частности, для снижения удельного веса безрезультативных проверок ФНС в 2022 году сузила зоны контроля, сделав акцент на выявление «схем» при исчислении (возмещении) НДС. Также идет отказ от проведения малоэффективных проверок, где доначисления по результатам предпроверочного анализа могут составить меньше 3 млн рублей.

В целях снижения общей продолжительности ВНП предусмотрено назначение комплексных налоговых проверок только в исключительных случаях (по всем налогам, сборам, страховым взносам), а рекомендуемый срок тематических ВНП с 1 июля 2022 года не должен превышать трех месяцев.

Кроме того, в рамках повышения открытости информации о системе критериев риска, применяемой службой при отборе налогоплательщиков для проведения ВНП, в марте 2022 года запущен новый сервис «Как меня видит налоговая», в котором налогоплательщики получают доступ к набору показателей о себе и о своем партнере (контрагенте) при его согласии. В сервисе реализовано 65 показателей, включая 27 критериев риска.