НДС, сумма которого выделена в договоре, но на которую нет счета-фактуры от продавца-упрощенца, признана неосновательным обогащением.
ООО "Б" купило у ООО "П" оборудование для последующей передачи в лизинг третьему лицу. Коммерческое предложение продавца указывало на цену 3,5 млн рублей без выделения НДС.
Договор был заключен на 3,5 млн, в том числе НДС 583 тысячи. Когда дело дошло до поставки и оплаты, продавец не выставил покупателю счет-фактуру, в товарной накладной также указана цена 3,5 млн без выделения НДС. ООО "П" обосновало свои действия тем, что плательщиком НДС не является, применяет УСН, а в договоре НДС указан ошибочно, и предложило вспомнить о коммерческом предложении, куда 3,5 млн были вписаны быз выделения НДС.
Это покупателя огорчило, так как он, по-видимому, рассчитывал вернуть 583 тысячи в виде вычета. Так что ООО "Б" обратилось в суд с тем, чтобы взыскать эту сумму с ООО "П" в качестве неосновательного обогащения. И – истец выиграл в трех инстанциях.
Суды указали, что договор четко определяет, что цена без НДС составляет 2917 тысяч, а 583 – это НДС. Насчет цены в коммерческом предложении суды отметили, что, действительно, она указана без выделения НДС. Но и обратного – что цена не включает НДС – в оферте не говорится. То есть, коммерческое предложение никак не опровергает условия договора и не позволяет утверждать, что договор оформлен с технической ошибкой (на чем настаивал ответчик).
Также и последующая документация не помогла продавцу. В товарной накладной НДС нет – но зато в платежках, выписанных покупателем, НДС есть. Накладная противоречит договору, а платежки – нет. Счет-фактура не выставлялся – но это тоже противоречит договору, который обязывает продавца выставить счет-фактуру. К тому же, нет доказательств того, что ООО "П" заранее уведомляло покупателя о том, что применяет УСН и что намерено провести эту сделку без НДС.
Так что 583 тысячи взысканы с продавца с процентами (дело А14-5728/2021, кассация Ф10-3846/2022).