Минфин посчитал расходы по налоговым льготам с прогнозом до 2025 года. Ранее там предупреждали, что исходя из эффективности налоговых льгот их предоставление может быть ограничено или прекращено.

Наибольшие по объему налоговые льготы предоставляются в рамках освобождений от налога на добавленную стоимость (НДС). Так, от НДС освобождены операции, не признаваемые реализацией товаров, работ или услуг, в результате в 2022 году бюджет недополучит 1,7 трлн рублей, а в 2025 году – уже 2,15 трлн.

Также освобождены от НДС медуслуги, а это выпадающие доходы бюджета в 2022 году на 250,5 млрд рублей, а в 2025 году – уже на 317,1 млрд рублей. Без уплаты НДС с банковских операций до казны не дойдет в 2022 году 1,1 трлн рублей, а в 2025 году – 1,4 трлн рублей.

"Оценивая налоговые расходы бюджета (выпадающие доходы в связи с предоставлением льгот и преференций), минфин пришел к выводу, что почти 30% (более 2 трлн рублей) приходится на налоговые расходы по НДС", – отмечает эксперт Института налогового менеджмента и экономики недвижимости НИУ ВШЭ, директор Ассоциации налоговых консультантов Владимир Саськов.

Следуя бухгалтерскому подходу, при котором средства учитываются на счетах без оценки их влияния на жизнь предприятия или страны, все льготы относятся к налоговым расходам и считаются выпадающими доходами бюджета. Иными словами, это потенциальные резервы, которые государство оставляет в экономике по разным причинам. Чаще всего налоговые льготы по НДС направлены на поддержку целой отрасли экономики или повышения доступа людей к товарам и услугам. "Достаточно большая часть выпадающих налоговых доходов по НДС формируется вследствие освобождения от налогообложения социально значимых направлений экономической деятельности: медицинские и образовательные услуги, культура, перевозка пассажиров и так далее, а также применение пониженных ставок опять-таки к социально значимым группам товаров – продукты питания, детская одежда – фактически формирует психологическое табу по увеличению доходной части бюджета за счет отмены указанных преференций", – указывает Саськов.

Дело в том, что НДС "зашит" в цену всех товаров и услуг, которые доступны людям. Если по какому-то из товаров и услуг предоставляется льгота или скидка от государства, то она автоматически отражается на цене. В случае отмены такой льготы произойдет обратное – цены на эти товары и услуги автоматически вырастут. "НДС является косвенным налогом, прямо оказывающим влияние на ценообразование и инфляционные процессы. В этой связи отмена или сокращение налоговых преференций по НДС, принося краткосрочный положительный бюджетный эффект, в средне- и долгосрочной перспективе может вызвать обратную реакцию вследствие сжатия рынков, обусловленных удорожанием товаров, работ, услуг", – отмечает Саськов.

ак как сейчас налоговые льготы по НДС в основном направлены на поддержку социально значимых отраслей, их отмена окажет ярко выраженное негативное влияние на развитие таких сфер экономики и ограничит доступ к ним граждан. В то же время тотальная инвентаризация всех положений НДС, предусматривающих освобождение от налогообложения, позволит еще раз критически оценить их эффективность и целесообразность.

Таким образом, отмена льгот по НДС вряд ли возможна. "В текущих условиях, пожалуй, стоило бы рассмотреть возможность применения дифференцированных подходов к налоговым преференциям по НДС, например, сохранение пониженной ставки по НДС для групп товаров отечественного производства и внедрения полной ставки по аналогичным группам товаров иностранного производства", – добавляет Саськов.

Причем, учитывая особенность указанных направлений предоставляемых налоговых преференций, их отмена окажет ярко выраженное негативное влияние на развитие социально значимых отраслей и ограничит доступ к ним граждан.