Налоговые льготы в сфере IT - новая версия: кто-то найдет, а кто-то потеряет
© anekdotov.net

ИТ-подразделения банков, различные агрегаторы и многие другие, кто использует собственное ПО для заключения сделок, не будут иметь права на льготы. Для остальных условия смягчаются: отменяется ценз по численности, снижается - по доходам. Также шанс на льготы появляется у некоторых разработчиков "рекламно-договорного" ПО, если они пройдут процедуру включения ПО в российский реестр.

Госдума приняла в третьем чтении законопроект, изначально направленный на ускоренную амортизацию для российского "железа" и софта (77694-8). При этом в процессе прохождения в Госдуме проект в "лучших" традициях сильно расширен – теперь он еще и полностью переписывает основания для применения льгот ИТ-организациями.

ИТ-льготы

Что касается льгот по НДС – тут правок не очень много. Основания для неполучения таких льгот дополнены ПО, позволяющим распространять рекламную информацию не только в интернете, но и в других информационно-телекоммуникационных сетях. Остальное останется как было.

Вместе с тем, законотворцы (предположительно, Минцифры) как Бог черепаху разделали нормы, касающиеся налога на прибыль и страховых взносов. Начнем по порядку.

В новой редакции пункта 1.15 статьи 284 НК будет сказано, что пониженная ставка по налогу на прибыль доступна ИТ-организациям с налогового периода получения документа о госаккредитации. И, кстати, речь теперь пойдет только о налоговой ставке 0% на 2022-2024 годы, а насчет ставки 3%, сейчас предусмотренной как бы без ограничения по периодам, в новой редакции статьи 284 НК ничего не сказано.

Новые условия для получения льгот будут почти одинаковыми как для налога на прибыль, так и для страховых взносов. В основном, новые нормы будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года. При этом в конце законопроекта предусмотрено множество переходных положений для тех, кто или уже в этом году применяет льготы, или, наоборот, только получит на них право.

Ценз по численности работников устраняется. В случае лишения госаккредитации право на льготу будет теряться с начала такого налогового (расчетного) периода. Льготы не будут положены, если организация создана путем реорганизации (кроме преобразования) или – прошла реорганизацию после 1 июля 2022 года.

Целевые доходы

Доля целевых доходов понижается до 70% (сейчас – 90%). Оговаривается, что в подсчете этого показателя не участвуют курсовые разницы, субсидии, доходы от уступки прав требования долга, возникшего при признании "целевых" ИТ-доходов.

При этом по новым нормам ПО может быть разработано, адаптировано, модифицировано не только самой организацией, но и лицом, входящим в одну группу лиц с данной организацией. Такое ПО в целях льготы по налогу на прибыль будет считаться собственным.

В условиях для получения льгот уточнят и расширят перечень того, что может и что – не может делать получающая льготы ИТ-организация. Согласно новой редакции к целевым будут относиться доходы от реализации, передачи исключительных прав, предоставления прав использования по сети на собственное ПО, а также – услуг по установке, тестированию, сопровождению собственного ПО, адаптации, модификации любого другого ПО, от оказания ИТ-организацией услуг в сети с использованием собственного ПО и другие.

Кого за борт

В целевое ПО не будет входить то, к которому ИТ-организация предоставляет доступ для заключения договоров купли-продажи, приема предоплаты при том, что хранит и отгружает товар сама ИТ-организация или взаимозависимое с ней лицо. Вводится и масса других – не предусмотренных сейчас – ограничений по функциям ПО, к которому организация предоставляет доступ в целях заключения различных сделок или же – которое сама использует для оказания услуг в сети. Это коснется финансовых услуг, такси и их агрегаторов, организованных торгов, и многого другого.

В целом все эти поправки направлены на то, чтобы обеспечить сбалансированный подход между развитием IT-индустрии и доходами субъектов, чтобы те организации, которые сейчас уже высокомаржинальные, не получили дополнительных преференций в виде льгот по налогу на прибыль и страховым взносам. Поэтому поправки направлены на то, чтобы такие организации, как IT-подразделения банков, отдельные высокорентабельные компании, такие как "Яндекс Такси" и Яндекс Доставка" или прочие службы по такси и по доставке еды – чтобы они не могли применять льготы по налогу на прибыль и по страховым взносам, потому что маржинальность этих бизнесов и так достаточно высокая

- сказал по этому поводу замминистра финансов Алексей Сазанов (цитата по ТАСС).

Усложнили ли жизнь

Исходя из недавних заявлений Минцифры, можно было сделать вывод, что теперь для получения льгот придется обязательно проходить болезненную процедуру внесения ПО в реестр. Но законопроект показал, что это не совсем так.

Требование о том, что "целевое" ПО обязательно должно входить в реестр российских программ, для всего подряд не вводится. Такое условие устанавливается только для некоторых случаев:

  • для реализации программно-аппаратных комплексов, их разработки, тестирования и так далее;
  • для образовательных организаций, которые предоставляют доступ к образовательной и (или) просветительской информации посредством своего ПО;
  • для оказания ИТ-организацией услуг с использованием собственного ПО:
    • по распространению в сети рекламной информации (получению доступа к ней)
    • по предоставлению доступа к аудиовизуальным произведениям и (или) сообщениям телепередач на аудиовизуальном сервисе
    • по размещению и (или) продвижению предложений, объявлений о купле-продаже, предложений о трудоустройстве, заключению договоров (за множеством вышеупомянутых исключений).

Таким образом, если сейчас "рекламная" или "договорная" функция ПО означает полное табу на льготы, то по новым правилам у ИТ-фирм появится шанс на льготы, если некоторые виды такого ПО включить в реестр.

Очень быстрая амортизация

Как и планировалось первоначальной версией законопроекта, разрешат применение повышающего коэффициента не более 3 к норме амортизации для:

  • амортизируемых основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции;
  • нематериальных активов, являющихся исключительными правами на ПО и базы данных, включенные в единый реестр российских программ и баз.

Это не будет касаться НМА, срок полезного использования которых определен налогоплательщиком самостоятельно.