Думские комитеты высказали ряд весьма принципиальных замечаний, к тому же, требуют предварительного внесения поправок в ГК.

Госдума приняла в первом чтении поправки в Налоговый кодекс, которыми вводится обязанность почти любых лиц отчитываться перед налоговой об имеющейся цифровой валюте и операциях с нею, а также прописываются некоторые особенности налогообложения (№ 1065710-7).

В то же время, буквально на днях появились два заключения на законопроект – ответственного думского комитета и комитета-соисполнителя. Некоторые тезисы в этих двух заключениях идентичны, а в целом впечатление остается, что дальше законопроект пройдет не очень скоро. И – точно не в том виде, что есть сейчас.

Имущество или что?

Главная претензия у комитетов в том, что, согласно законопроекту, цифровая валюта в налоговых целях будет признаваться имуществом. Ведь в законе о цифровых финансовых активах (ЦФА) она определена как "совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения)", которые могут использоваться как средство платежа.

Причем, как оказалось, это уже не первая подобная коллизия – в законах о банкротстве, об исполнительном производстве цифровая валюта также определена как имущество без каких-либо оговорок насчет средства платежа. При этом ГК на данный момент ничего не проясняет. Так что, прежде чем дальше проводить поправки в НК, надо уточнить список объектов, которые могут быть отнесены к «цифровой валюте», определить, как они соотносятся с понятиями "цифровых прав", "денег", закрепленных в ГК.

Также необходимо понять режим использования ЦФА. Ведь законом о ЦФА установлены определенные ограничения, а признание этих активов объектом налогообложения может свести все запреты "на нет", считает комитет.

Что в имени твоем

То есть, пока юристы будут спорить между собой, как правильнее, поправки в НК вводить нет смысла. Соответственно, на данный момент совсем не понятно, как же будет облагаться доход от продажи криптовалюты. Если она – имущество, то НДФЛ не надо будет платить, если она продана после трех лет нахождения в собственности (подпункт 17.1 статьи 217 НК). При меньшем сроке владения будет применяться имущественный вычет – в размере доходов, полученных от продажи, но не более 250 тысяч рублей, или в сумме подтвержденных расходов на приобретение.

Если же ЦФА – вообще не имущество, то никаких льгот и вычетов не будет. Такую позицию, кстати, занимает Минфин исходя из имеющихся норм НК.

Если криптовалюта – это средство платежа, то, скорее всего, будут применяться те же подходы, что и при продаже иностранных валют. То есть, в целом, это все-таки имущество, хотя и имеющее особый режим использования.

Не только право, но и обязанность

Законопроектом вводится обязанность делиться с фискальными властями такой информацией:

  • сообщать о получении права распоряжаться (в том числе через третьих лиц) цифровой валютой;
  • сдавать отчет об операциях с цифровой валютой и о её остатках.

Это затронет как организации, включая филиалы, так и физлиц – граждан России (независимо от их резидентства) и иностранцев, являющихся налоговыми резидентами РФ. Вся отчетность будет иметь место в электронной форме и подаваться до 30 апреля следующего года. Физлица будут отчитываться через личный кабинет налогоплательщика.

Комитеты имеют некоторые претензии к кругу отчитывающихся лиц (которые касаются иностранцев), а также обращают внимание на то, что одноврменно с обязанностью вводится также и право сообщать о праве на распоряжение ЦФА. И не очень понятно, в каких случаях лицо не воспользовалось правом, а в каких – не выполнило обязанность.

Напомним, отчет об операциях понадобится, если сумма поступлений или списании цифровой валюты за год оказалось выше 600 тысяч рублей. Для подсчета суммы будет использоваться рыночная цена на цифровую валюту на дату совершения каждой операции, а алгоритм определения рыночной цены придумает ФНС. И тут комитеты тоже недовольны – ведь по действующим нормам НК рыночной признается цена сделки, если не доказано иное. То есть – опять законопроект несет какое-то противоречие.

Многострадальные счета физлиц

Налоговики получат дополнительные полномочия – требовать в банках выписки по операциям на счетах физлиц, не являющихся ИП, если обнаружены признаки возможного нарушения в связи с операциями с цифровой валютой, указано в законопроекте.

Сейчас инспекторы тоже имеют право запросить любые выписки по счетам физлиц, но – в рамках проверок или в случае истребования документов. Новое полномочие позволит получать выписки и вне таких мероприятий. Но, как и в общем случае, понадобится разрешение вышестоящего налогового органа на истребование такой выписки (но вряд ли это большое препятствие).

Комитеты отмечают, что фактически вводится упрощенный порядок получения информации о счетах вообще любых физлиц, даже если они не "прикасались" к крипте. Потому как привязать возможность нарушения можно к каждому. Впрочем, это наименьшая из проблем законопроекта, так как ФНС и без того плотно подбирается к счетам граждан.

Без наказаний – никуда

Законопроект вводит в НК новые штрафы. Если забыть сдать отчет об обороте цифровой валюты – 10% от суммы поступлений или списаний, в зависимости от того, что больше. Если не сообщить о праве распоряжаться криптовалютой или о ее остатках, то штраф составит 50 тысяч рублей. На тот случай, если в налоговую базу не включены операции, расчеты по которым проводились с использованием цифровой валюты, планируется установить штраф 40% от суммы неуплаченного налога.

К штрафам у комитетов тоже есть кое-какие замечания, так что окончательно картинка будет ясна только после появления текста законопроекта ко второму чтению. Кроме того, есть планы также и о введении уголовной ответственности, но в контексте данного законопроекта об этом, естественно, не говорится.