ЦБ и ФНС будут обмениваться данными, содержащими банковскую и налоговую тайны. Всплывут все незаконные и полузаконные поступления на счета физлиц. Налогами будет обложено всё.
На общественное обсуждение вынесен проект поправок в статьи 86 и 102 НК – об информации, поставляемой в налоговую банками, и о налоговой тайне. В число "поставщиков" будет включен ЦБ. Он будет сдавать налоговым органам документы и сведения, в том числе составляющие банковскую тайну, а также содержащие персональные данные физлиц. ЦБ и ФНС должны будут заключить соглашение об информационном обмене.
Обмен предполагается двусторонний. ЦБ будет получать сведения, составляющие налоговую тайну (планируется также внесение изменений в закон о ЦБ в рамках другого законопроекта). В отношении ЦБ будут применяться требования о неразглашении таких сведений, будет действовать ответственность за утечки. Доступ к этим сведениям в ЦБ будут иметь только должностные лица, определяемые руководителем ЦБ.
Что (или кого) поимеет ФНС
Но самое интересное – в пояснительной записке: оттуда можно узнать, что авторы законопроекта нацеливаются на борьбу с агрессивным налоговым планированием, со сложными скрытыми схемами ухода от налогообложения.
Повышение эффективности работы налоговиков напрямую зависит от исчерпывающего набора информации. Сейчас у налоговых органов недостаточно полномочий для получения на регулярной основе от Банка России документов и сведений, составляющих банковскую тайну или содержащих персональные данные. Это-то и исправят.
Благодаря поправкам ФНС надеется получать сведения:
- об операциях по счетам банков в территориальных учреждениях ЦБ;
- об операциях по счетам клиентов банков;
- отчетность кредитных и некредитных финансовых организаций, предусмотренную нормативными актами ЦБ.
С помощью этой информации ФНС сможет лучше отбирать своих "жертв" при помощи риск-ориентированного подхода.
Увидят все поступления на все счета
Новшества позволят существенно сократить количество запросов в банки, направляемых налоговыми органами, говорится также в поясниловке. А вот это – вкупе с "об операциях по счетам клиентов банков" – уже совсем интересно и порождает пищу для размышлений. В этой связи можно вспомнить, что при недавнем явлении народу основных направлений налоговой политики мы спрогнозировали, к чему приведет активизация информационного обмена. Теперь это подтверждается (хотя не сказано, что законопроект разработан для реализации "направлений").
Дело в том, что по запросам сейчас налоговики получают сведения о движении денег по счетам как фирм и ИП, так и физлиц. Банки "автоматом" пересылают только сведения об открываемых/закрываемых счетах. А вот данные об операциях – это гигантские массивы информации. Видимо, только поэтому и существует "запросная" система, а теперь, вероятно, нашлось техническое решение.
Так что налоговики получат вожделенную возможность мониторить все, что поступает на счета как фирм и ИП, так и физлиц. Не напрягаясь – без запросов. Сейчас как: проводят, например, камеральную проверку какой-либо декларации. Чтобы увидеть, не занижен ли доход, составляют запрос, ждут. Всего этого не будет – информация у налоговой будет на блюдечке.
К тому же, вспомним, что существует и еще один законопроект – о создании единой информационной платформы при ЦБ. Заявленная цель – сортировка фирм и ИП по рискам "отмывания". Но по существу – ЦБ сможет просто собрать в одном месте всю информацию обо всех. И вполне естественно, если сведениями с "платформы" ЦБ тоже будет делиться.
С физлицами сейчас вообще все сложно, их много, налоговики не знают, кого ловить (кроме тех, кто явно "нарвался"). Имея же всю информацию о поступлениях на счет, ФНС сможет в автоматическом режиме отслеживать деньги, перечисляемые физлицам без законных оснований: "серую" зарплату, выручку от мелкого нелегального бизнеса и так далее. Так что все подозрительные поступления на счета окажутся как на ладони и будут обложены налогами.
ЦБ тоже получит свою выгоду
ЦБ, в свою очередь, будет получать от налоговых органов сведения и (или) документы, содержащие налоговую тайну, что позволит повысить оперативность и качество надзорной деятельности ЦБ в отношении банков и НФО – лучше оценивать их риски. Иными словами – ликвидировать еще больше банков.
Например, ЦБ будет иметь:
- бухгалтерскую и налоговую отчетность;
- сведения о доходах юрлиц и ИП;
- информацию о сомнительных операциях;
- данные об имуществе юридических и физических лиц;
- сведения об объектах налогообложения и суммах уплаченных налогов (сборов), задолженности перед бюджетом.
Эта информация будет касаться клиентов банков и НФО, учредителей (участников), аффилированных лиц банков и НФО, эмитентов ценных бумаг, поручителей, гарантов. При помощи этих сведений ЦБ сможет лучше оценивать достоверность информации, которую сдают поднадзорные. Кроме того, ЦБ сможет уточнить свои инструкции – критерии сомнительности, а иными словами – более уверенно заносить банковских клиентов в черные списки.
Что это даст бизнесу? Как ни странно, есть одно преимущество – концепция "одного окна": единожны представив документ в ЦБ либо налоговую, не будет необходимости его подавать в иные органы. Хотя "одно окно" в виде "ока Саурона" – слабое утешение.
Нет никаких сомнений, что будут мониторить все счета и граждан, и юрлиц в режиме реального времени - современные технологии позволяют. Далее прикрутят машинное обучение, которое автоматически будет выявлять правонарушения. Технических трудностей с этим уже нет, вопрос только политической воли.
Огромные ресурсы финансовые, людские направлены в "надзорное" направление.
Можно проще - создать очевидные и реальные условия налогообложения для коммерсантов, тогда ловить некого и незачем будет. Плюс сколько ресурсов выше освободиться.
Коммерсанты это люди, которые могут принимать решения, которые закрывают потребности общества и государства. Они могут вести за собой людей, разрабатывать в т.ч. новые технологии.
А как же на счет неразглашения? Вообще уже ополоумевшие ...
Джордж Оруэлл отдыхает в 1984)))).
И все это будет реализовано на деньги налогоплательщиков ...
Чисто теоретически эта идея правильная. Очевидно, что это позволит эффективно ловить преступников (и не только налоговых). Но есть ощущение, что этот инструмент собираются использовать далеко не только в декларируемых целях.
Вот честно: смущает, что Россия бежит вперед мировой практики. Известно, что все страны ведут такой контроль, к тому же созданы международные организации. Но делается это точечно, в рамках расследований и проверок, а Россия собирается узаконить сплошной метод.
Авторы законопроекта подумали о том, как это повлияет на внешнюю инвестиционную привлекательность страны? На её конкурентоспособность? А на внутреннюю деловую активность? Или стране частный бизнес и конкуренция производителей больше совсем не нужны? всем займутся квази-государственные и олигархические монстры, "Сбер-Еда" всякие? А кто-то ведь обещал 20 лет назад, что олигархи будут попячены...
Да и потом, сами-то как награбленное вывозить будут? Ведь сами на себя улики оставят в этих финансовых логах...
Печально, но логично, поскольку "люди - наша новая нефть", кажется так?
Ну и ворон ворону глаз не выклюет...