Минфин дал инструкции по бухучету "коронавирусных" расходов и субсидий
© anekdotov.net

По разному учитываются расходы, направленные на безопасность работы, и расходы, не приводящие к доходам. Также разъяснено, как учесть "экстренные" ОС, НМА, НПЗ, помощь от государства и "прощенные" налоги.

Минфин выпустил руководство для бухгалтеров о бухучете необычных операций, необходимость которых вызвана распространением коронавируса, а также – связанных с преодолением кризиса ("информация" № ПЗ-14/2020).

Безопасность рабочего процесса

Обязанностью работодателя, установленной ТК, является, среди прочего, обеспечение безопасных условий труда. С учетом этого и требований ПБУ 10/99 "Расходы организации" в качестве расходов по обычным видам деятельности надо учитывать оплату следующих услуг, направленных на защиту от инфекции:

  • тестирование работников на коронавирус и иммунитет к нему;
  • дезинфекция рабочих помещений;
  • связь с дистанционными работниками;
  • доставка работников до места работы и обратно в период режима повышенной готовности.

Если все это производится полностью или частично собственными силами (без привлечения сторонних лиц), указанные затраты также включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

Расходы без отдачи

В составе прочих расходов (отличных от расходов по обычным видам деятельности) учитываются:

  • зарплата за время нерабочих дней с 30 марта по 8 мая;
  • оплата вынужденного простоя из-за приостановления деятельности организации в связи с пандемией;
  • штрафы и выплаты по искам за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, невыполнение правил поведения во время режима повышенной готовности;
  • расходы по несостоявшимся служебным командировкам (невозмещенная оплата проезда, бронирования гостиницы, услуг и другое);
  • расходы на благотворительность в связи с пандемией (перечисление денег пострадавшим лицам; приобретение для медучреждений специализированного оборудования; обеспечение бесплатным питанием граждан старше 65 лет, другое).

Для обобщения информации о прочих расходах, связанных с распространением коронавируса, используется счет 91 "Прочие доходы и расходы".

Запасы, основные средства, НМА

Информация о материально-производственных запасах, приобретаемых во время пандемии, формируется с учетом ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов". Такими МПЗ могут быть средства индивидуальной защиты (маски, перчатки, защитные очки, защитные экраны, другое), санитарно-гигиенический инвентарь и приспособления (дозаторы для жидкого мыла, санитайзеры, бактерицидные лампы и так далее), медицинские изделия для диагностики и лечения (аптечки, тесты), дезинфицирующие средства.

К тому, что, будучи приобретенным в связи с эпидемией, отвечает критериям ОС, применяется, соответственно, ПБУ 6/01 "Учет основных средств". Такими объектами может быть медицинское и санитарно-гигиеническое оборудование, приборы, приспособления.

Минфин не забыл также и про то, что новые реалии могли потребовать приобретения кое-каких нематериальных активов. Тут применяется ПБУ 14/2007 "Учет нематериальных активов". Таковыми могут быть права на программные средства, приобретение (создание) которых связано с новыми условиями работы.

Помощь от государства

Пострадавшие, получающие субсидии, бюджетные кредиты и другое, применяют ПБУ 13/2000 "Учет государственной помощи". Информация о видах госпомощи раскрывается в бухотчетности на основе соответствующим образом организованного аналитического учета.

Бюджетные средства к бухучету принимаются по мере фактического получения либо при наличии уверенности, что:

  • условия предоставления этих средств организацией будут выполнены;
  • указанные средства будут получены.

Во втором случае средства отражаются в бухучете как возникновение целевого финансирования текущих расходов и капитальных затрат.

Списание бюджетных средств на финансирование текущих расходов производится в периоды признания этих расходов. Если они уже понесены в предыдущие периоды, то относятся на увеличение финансового результата. Если на момент получения субсидий часть расходов еще не осуществлена, то неиспользованная сумма бюджетных средств временно учитывается на счете 86 "Целевое финансирование".

Списание бюджетных средств на финансирование капитальных затрат производится по мере начисления амортизации или в течение периода признания расходов (для активов, не подлежащих амортизации). При этом целевое финансирование учитывается при вводе объектов внеоборотных активов в эксплуатацию в качестве доходов будущих периодов с последующим отнесением в течение срока полезного использования по мере начисления амортизации на финансовые результаты.

Бюджетные кредиты и "прощенные" налоги

Бюджетные кредиты отражаются в бухучете в общем порядке, принятом для учета заемных средств. Если кредит условно невозвратный (например, при условии сохранения не менее 90% численности работников), и существует достаточная уверенность в том, что организация выполнит необходимые условия, то средства учитываются в порядке, установленном ПБУ 13/2000 для учета бюджетных средств.

ПБУ 13/2000 не применяется в связи с возмещением недополученных доходов и (или) финансовым обеспечением (возмещением) затрат в связи с производством (реализацией). В этом случае следует руководствоваться ПБУ 9/99 "Доходы организации".

Информация о госпомощи, полученной коммерческой организацией, раскрывается в пояснениях к балансу и отчету о финансовых результатах, некоммерческой организацией – в отчете о целевом использовании средств.

Некоторые пострадавшие освобождены от уплаты налогов и страховых взносов за II квартал 2020 года. Сумма, на которую организация освобождена от налога на прибыль, относится в уменьшение величины расхода по налогу на прибыль, признаваемого в соответствии с ПБУ 18/02 "Учет расчетов по налогу на прибыль организаций". Аналогичные суммы по другим налогам и взносам относятся в уменьшение соответствующих расходов, признаваемых в соответствии с ПБУ 10/99.