Отмена НДФЛ для россиян с зарплатой на уровне МРОТ отнимет у бюджета свыше 1 трлн руб., оценил глава управления ФНС Валерий Засько. Повышение ставки налога для богатых принесет «копейки» и не решит вопрос социальной справедливости.

Основные поступления от уплаты налога на доходы физических лиц (НДФЛ) государству приносят граждане с невысокими доходами. При этом уровень доходов большинства россиян «очень низкий», а отмена НДФЛ для граждан с зарплатами на уровне минимального размера оплаты труда приведет к потере бюджетной системы свыше 1 трлн руб., сообщил начальник аналитического управления Федеральной налоговой службы Валерий Засько на круглом столе во ВШЭ, передал корреспондент РБК.

Большинство (93%) работающих россиян в 2018 году получали зарплату на уровне не более 1 млн руб. в год, следует из презентации ФНС, представленной на круглом столе. Почти 65% населения зарабатывали от 114 тыс. до 1 млн руб. в год., следует из данных налоговой службы. Официальная зарплата 28,2% граждан не превышала 10 тыс. руб. в месяц или около 114 тыс. руб. в год, и лишь 6,9% получали зарплату свыше 1 млн руб. в год.

«Если рассуждать оторвано от реальности, то было бы справедливо, если бы богатые облагались более высокими налогами. Но если мы окунемся в действительность и расчеты, то это не совсем так», — сказал Засько.

«Если мы введем некий необлагаемый минимум, то автоматом получим огромные выпадающие доходы, которые будут исчисляться триллионами рублей», — отметил Засько. Из-за отмены НДФЛ для граждан с зарплатой на уровне МРОТ бюджетная система недополучит порядка 1,2 трлн руб., оценил он.

С 1 мая 2018 года минимальная зарплата в России была приравнена к величине прожиточного минимума и составила 11 163 руб. в месяц, в 2019 году МРОТ увеличился до 11 280 руб. С 1 января 2020 года минимальная ежемесячная зарплата в России равна 12 130 руб.

«Увеличить ставку для богатых как пиар-ход было бы правильно. Но дополнительные доходы бюджета будут исчисляться максимум десятками миллиардов рублей — это копейки, что не решит никаких вопросов социальной справедливости», — подчеркнул Засько.

Из стран с прогрессивной шкалой налогообложения самая высокая максимальная ставка подоходного налога установлена в Швеции — 61,85%. В Дании — 55,8%, Германии — 47,5%, Китае, Великобритании, Испании, Франции, ЮАР — 45%, США — 37%. Из стран ЕАЭС прогрессивную шкалу ввела только Армения, максимальная ставка — 36%. В Белорусии ставка как в России — 13%, в Казахстане и Киргизии — 10%.

Преимущество единой ставки — низкая административная нагрузка на граждан, отметил начальник аналитического управления ФНС Валерий Засько. За большинство россиян НДФЛ исчисляет и уплачивает в бюджет работодатель, поэтому «большинство даже не обращают на это внимание», пояснил он. При дифференцированной ставке граждане будут вынуждены самостоятельно считать налоги и заполнять декларации. Слабая налоговая дисциплина приведет к массовым доначислениям и штрафам — «ничего хорошего и приятного в этом нет», подчеркнул представитель ФНС.

«Должна расти в целом экономика, зарплаты, доходы и мы должны побороть теневую экономику, и тогда можно говорить про дифференцированную ставку. Сейчас это неконструктивно», — резюмировал представитель ФНС.

Правительство может вернуться к обсуждению введения прогрессивной шкалы подоходного налога после 2024 года, сообщил в интервью РБК министр финансов Антон Силуанов, отметив, что в обществе «давно назрел запрос на социальную справедливость». Повышение налогов для богатых, по его словам, может стать одним из источников восполнения выпадающих доходов бюджета в случае снижения ставок страховых взносов.

Президент России Владимир Путин полагает, что от введения прогрессивной шкалы НДФЛ «фискальный результат почти нулевой, а шума много». «Как только он [прогрессивный НДФЛ] вводится, часть граждан, у которых высокие доходы, начинают различными способами скрывать эти доходы. Начинаются зарплаты дополнительные в конвертах и так далее», — говорил глава государства в июне 2018 года.

Нагрузка на труд

Вместе с НДФЛ и страховыми взносами нагрузка на труд достигает 43%. Это означает, что с каждого рубля выплаченной зарплаты организация должна перечислить в бюджет 43 копейки или 430 руб. с каждой тысячи, продолжил Засько.

«Снижать страховые взносы на 1-2 п.п. смысла нет, кардинально это картину не поменяет. Должно быть минимум на 8-10 п.п. Тогда мы получим огромную сумму выпадающих доходов. Как это компенсировать?», — рассуждает Засько.

«Возможно точечно — в каких отраслях снизить, а в каких-то высокодоходных, рентабельных отраслях, наоборот, повысить», — высказал мнение представитель ФНС.

Налоговые поступления последние 20 лет опережают рост экономики. В частности, поступления по НДФЛ выросли на 8,3% за 2019 год. Доходы бюджета от страховых взносов опередили рост зарплат, превысив 7 трлн руб. (рост на 9,7%, или 622 млрд руб.)

Страховые взносы, которые платят работодатели за каждого сотрудника, в России чрезмерно высоки, но вопрос их снижения следует тщательно проработать, чтобы компенсировать ущерб внебюджетным фондам и не нарушить баланс федерального бюджета, говорил РБК глава Минфина. На 1% ставки страховых взносов приходится чуть более 200 млрд руб. поступлений, оценивал Силуанов. Если снизить ставки страховых взносов, например, до 20%, в фонды не поступит порядка 2 трлн руб. «Где такие деньги взять? Разбалансировать федеральный бюджет мы не можем», — подчеркивал он.

Сейчас работодатель в России платит за сотрудника страховые взносы по ставке 30% от зарплаты. 22% поступает в Пенсионный фонд, 5,1% — на обязательное медицинское страхование в ФОМС, 2,9% — на социальное страхование в ФСС. Если зарплата сотрудника превышает 1,29 млн руб. (нарастающим итогом с начала года), то ставка пенсионных взносов снижается до 10%. Взносы на социальное страхование обнуляются при зарплате свыше 990 тыс. руб. в год накопленным итогом. За счет взносов, уплачиваемых с работающего населения, формируются доходная часть внебюджетных фондов и реализуются модель обязательного социального страхования.