МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 16 июня 2017 г. N 03-01-15/37690

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения и по вопросу применения контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) сообщает следующее.

В соответствии с абзацем первым пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ) фискальный накопитель, срок действия ключа фискального признака которого составляет 36 месяцев (далее - фискальный накопитель на 36 месяцев), используется пользователями при оказании услуг, а также пользователями, применяющими упрощенную систему налогообложения (далее - УСН), систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (далее - ЕСХН), пользователями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД), пользователями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения (далее - ПСН). При этом вышеуказанные положения не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, а также при сезонном (временном) характере работы или одновременном применении режимов налогообложения, указанных в пункте 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, и общей системы налогообложения или применении ККТ, не осуществляющей передачи фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных.

Поскольку нормы Федерального закона N 54-ФЗ не предусматривают возможности применения фискального накопителя на 13 месяцев лицами, указанными в абзаце первом пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона N 54-ФЗ, при отсутствии перечисленных в данном пункте оснований применение фискального накопителя, срок действия ключа фискального признака которого составляет 13 месяцев (далее - фискальный накопитель на 13 месяцев), такими налогоплательщиками является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

Однако следует учитывать, что законодательство Российской Федерации не раскрывает понятия сезонного (временного) характера работы, в связи с чем данный термин может быть определен налогоплательщиком самостоятельно.

Кроме того, первая модель фискального накопителя на 36 месяцев была включена в реестр фискальных накопителей приказом ФНС России от 03.05.2017 N СА-7-20/339@ и в настоящее время в указанный реестр не включено ни одного экземпляра такой модели.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая изложенное, пользователи, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев, при оказании услуг, а также применяющие УСН, ЕСХН, пользователи, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД и ПСН, к административной ответственности не привлекаются.

При этом вышеуказанные группы налогоплательщиков, применяющие фискальный накопитель на 13 месяцев ввиду отсутствия в продаже или дефицита фискальных накопителей на 36 месяцев, вправе применять такой фискальный накопитель на 13 месяцев до окончания срока действия ключа фискального признака.

Соответствующее разъяснение направлено ФНС России в адрес Управлений Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации письмом от 23.05.2017 N ЕД-4-20/9679@.

Заместитель директора
Департамента
В.А. ПРОКАЕВ