Организация обязана предоставить вычет начиная с месяца, когда сотрудник подал заявление. Вычет применяется ко всей сумме дохода, начисленной нарастающим итогом с начала года.

Когда налог удержан до того, как получены заявление и подтверждение права на вычет, использовать ст. 231 НК РФ нельзя. Правомерно перечисленный НДФЛ не считается излишне удержанным.

Однако в этом и аналогичном разъяснениях ведомство ссылается на свое письмо. В нем указано: если с подходами Минфина и ФНС о применении законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются позиции ВС РФ и ВАС РФ, налоговым органам следует руководствоваться актами и письмами высших судов.

При рассмотрении данной ситуации ВС РФ придерживался следующего подхода: разница между размером налога, исчисленного и удержанного до предоставления вычета, и суммой налога в месяце, когда от работника поступило заявление, считается излишне перечисленными средствами. По смыслу ст. 231 НК РФ вернуть любую сумму, которая излишне перечислена в бюджет из-за действий налогового агента, он должен плательщику. Обзор практики, где отражена эта позиция, направляла ФНС, поэтому нижестоящие инспекции должны руководствоваться позицией ВС РФ.

Вопрос: О предоставлении имущественного вычета по НДФЛ в случае обращения к работодателю не с первого месяца налогового периода.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 26 августа 2016 г. N 03-04-05/50129

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращения по вопросу получения имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.

Имущественные налоговые вычеты, предоставляемые налогоплательщикам - физическим лицам, предусмотрены пунктом 1 статьи 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).

Согласно положениям пункта 8 статьи 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты, предусмотренные подпунктами 3 и 4 пункта 1 статьи 220 Кодекса, могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю - налоговому агенту при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по установленной форме.

В соответствии со статьями 210 и 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется путем уменьшения налоговой базы по налогу на доходы физических лиц. При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 226 Кодекса исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Таким образом, в случае обращения налогоплательщика к работодателю за предоставлением имущественного налогового вычета не с первого месяца налогового периода данный вычет предоставляется начиная с месяца, в котором налогоплательщик обратился за его предоставлением, применительно ко всей сумме дохода, начисленной налогоплательщику нарастающим итогом с начала налогового периода.

Порядок возврата налогоплательщику излишне удержанных налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумм налога на доходы физических лиц установлен статьей 231 Кодекса.

Возврат удержанных налоговым агентом сумм налога до получения от налогоплательщика письменного заявления о предоставлении имущественных налоговых вычетов и подтверждения налоговым органом права налогоплательщика на получение указанных вычетов на основании статьи 231 Кодекса невозможен, поскольку правомерно удержанные налоговым агентом суммы налога не могут быть квалифицированы как излишне удержанные.

Вместе с этим сообщаем, что в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, доведенном до сведения территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097, было указано, что письма Минфина России, в которых разъясняются вопросы применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, не содержат правовых норм, не конкретизируют нормативные предписания и не являются нормативными правовыми актами. Эти письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

В случае когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, налоговые органы начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети Интернет либо со дня их официального опубликования в установленном порядке при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов.

Заместитель директора Департамента

Р.А.СААКЯН