Источник: ИА "Гарант"

Нужно ли личному водителю директора учреждения проходить послерейсовый медицинский осмотр? Является ли перевозка директора перевозкой пассажиров, о которой говорится в п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Личный водитель директора должен проходить послерейсовый медицинский осмотр. Перевозка граждан, включая работников организации и директора, в салоне транспортного средства подпадает под понятие перевозки пассажиров, о которой говорится в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Обоснование вывода:

Согласно ч. 3 ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации для отдельных категорий работников могут устанавливаться обязательные медицинские осмотры в начале рабочего дня (смены), а также в течение и (или) в конце рабочего дня (смены). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время.

В соответствии с пунктом 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) послерейсовые медицинские осмотры в обязательном порядке проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, только если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. Аналогичное правило закреплено в п. 6 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н.

Приведенные нормы не конкретизируют, что следует понимать под перевозками пассажиров, а Закон N 196-ФЗ не раскрывает понятие "пассажир". Именно поэтому в правоприменительной практике нет единой позиции относительно того, должны ли водители, перевозящие исключительно сотрудников организации, также проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Абзацем шестым ст. 2 Закона N 196-ФЗ определено, что пассажир является участником дорожного движения. В законодательстве понятие "пассажир" используется как в гражданско-правовом смысле (лицо, заключившее договор перевозки), так и в административном смысле (любое лицо, находящееся в транспортном средстве, помимо водителя).

Пункт 12 ст. 2 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - УАТ) определяет пассажира как физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства.

Наконец, положения ст. 2 Закона N 196-ФЗ в их совокупности позволяют прийти к выводу о том, что для целей этого федерального закона пассажиром является любое физическое лицо, перемещаемое (перевозимое) с помощью транспортного средства, безотносительно оснований, по которым осуществляется такая перевозка. По существу, аналогичным образом понятие "пассажир" определено в п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации (утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090), согласно которому пассажиром признается лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

В правоприменительной практике высказывается мнение о том, что организация обязана обеспечить прохождение водителями послерейсового медицинского осмотра лишь в случае, если она осуществляет деятельность по перевозке пассажиров и грузов в порядке оказания транспортных услуг третьим лицам. Если же транспортные средства используются исключительно для внутренних нужд организации, обязанность проводить такой осмотр в отношении водителей отсутствует (смотрите постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 11.04.2016 N 05АП-1861/16, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.05.2017 N 06АП-1582/17).

Однако такое мнение нельзя признать бесспорным. Частью 1 ст. 1 УАТ предусмотрено, что этот федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Следовательно, понятие "пассажир" для целей данного Закона может быть не равнозначно такому понятию в иных нормативных правовых актах. Пункт 3 ст. 23 Закона N 196-ФЗ не обуславливает необходимость проведения послерейсовых осмотров водителей исключительно оказанием услуг по перевозке пассажиров и опасных грузов, упоминая в этом контексте лишь о работе водителей, связанной с их перевозками.

Так, в постановлении от 11.04.2017 N 06АП-363/17 Шестой арбитражный апелляционный суд указывает на то, что исполнение юридическим лицом требований ст. 23 Закона N 196-ФЗ при эксплуатации транспортных средств законодателем не ставится в зависимость от вида и характера перевозок пассажиров автомобильным транспортом, следовательно, организация обязана проводить послерейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств (смотрите также постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 N 03АП-6132/13, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.02.2014 N Ф02-86/14 по делу N А58-2540/2013, постановление ФАС Дальневосточного округа от 18.03.2014 N Ф03-336/14 по делу N А37-3185/2012 и определение ВАС РФ от 16.07.2014 N ВАС-8820/14).

Можно отметить также, что п. 1 ст. 20 Закона N 196-ФЗ обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, в частности, организовывать в соответствии с требованиями этого федерального закона, Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ проведение обязательных медицинских осмотров. Данная норма не приравнивает деятельность по эксплуатации транспортных средств к оказанию услуг по перевозке пассажиров и грузов.

Поэтому, с нашей точки зрения, обязанность работодателя организовывать проведение послерейсовых медицинских осмотров водителей возникает во всех случаях, когда в трудовую функцию водителей входят перевозки граждан в салоне транспортного средства, включая работников той же организации и директора. Такое же мнение можно обнаружить и в судебной практике (смотрите решение Оренбургского областного суда от 13.06.2017 N 21-271/2017), а также в разъяснениях Роструда (смотрите ответ на портале "Онлайнинспекция.РФ").

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Иванова Инна

Ответ прошел контроль качества

25 сентября 2021 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.