Журнал «Документы и комментарии» № 5, март 2010 г.

Александр Анищенко, аудитор ООО «Аудиторская фирма "АТОЛЛ-АФ"»

Финансовое ведомство фактически отозвало свои прежние разъяснения по вопросу включения в доходы сумм депонированной зарплаты и признало, что в такой ситуации нужно руководствоваться общим сроком исковой давности, установленным Гражданским кодексом. Ранее было высказано мнение, что при налогообложении прибыли внереализационный доход образуется через три месяца.

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ от 22.12.09 № 03-03-05/244

СТРАННОЕ РАЗЪЯСНЕНИЕ


Минфин России в письме от 02.04.09 № 03-03-06/1/211* указал, что депонированной признается сумма зарплаты, которая получена организацией из банка для выдачи работникам, но не получена сотрудником в установленный срок по причине, не зависящей от работодателя (болезнь, командировка, отпуск работника и т. п.).

* Комментарий см. в «ДК» № 9, 2009; далее - письмо № 03-03-06/1/211.

Чтобы выявить такие суммы и включить их в доход, организации необходимо провести инвентаризацию. По ее результатам на основании приказа руководителя организации производится списание депонентской задолженности, по которой истек срок исковой давности. До появления разъяснений Минфина России считалось, что этот срок составляет три года - в соответствии со статьей 196 ГК РФ.

Однако специалисты ведомства сослались на статью 197 ГК РФ, где сказано, что для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности. А депонентская задолженность возникает в результате трудовых правоотношений. Поэтому они предписали руководствоваться положениями статьи 392 Трудового кодекса РФ. В ней говорится, что работник может обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Вот и получилось, что сумма кредиторской задолженности по заработной плате должна списываться для целей налогообложения прибыли и включаться во внереализационные доходы после истечения трех месяцев.

ДЕПОНИРОВАНИЕ ЗАРПЛАТЫ - ЭТО НЕ ТРУДОВОЙ СПОР

Однако было очевидно, что такого просто не может быть. Согласно статье 381 ТК РФ, индивидуальный трудовой спор - это неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Таковым признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этой организацией.

Совершенно ясно, что вопрос списания депонированной заработной платы не относится к индивидуальному трудовому спору.

ДЕПОНИРОВАННУЮ СУММУ - СНАЧАЛА В ДОХОД, А ПОТОМ В РАСХОД

Несколько позднее Минфин России опубликовал другое письмо - от 07.10.09 № 03-03-06/1/651 (комментарий см. в «ДК» № 21, 2009; далее - письмо № 03-03-06/1/651). В нем говорилось, что пропуск трехмесячного срока не лишает работника права обратиться в организацию с требованием выплатить причитающиеся ему суммы. Поэтому депонированные суммы после их включения во внереализационные доходы могут быть учтены в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией на дату выплаты (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Иначе говоря, одна и та же сумма будет один раз учтена в доходах налогоплательщика и два раза - в расходах.

Но приведенное дополнение выглядит довольно странно. Если считать указанные три месяца сроком исковой давности, то выходит, что по их истечении работодатель вовсе не обязан выплачивать работнику депонированную зарплату. Сотрудник может, конечно, обратиться в суд, но если предприятие там скажет, что срок исковой давности истек, то на этом рассмотрение дела и закончится.
Именно поэтому просроченный депонент следует отнести к доходам компании.

ВСЕ ВСТАЛО НА СВОИ МЕСТА

Видимо, неправильность ситуации стала уже настолько очевидной, что финансовое ведомство выпустило комментируемое письмо.


В нем оно признало, что право работника на получение зарплаты будет нарушено, если он обратится к работодателю с требованием выплатить ему сумму депонента, но получит отказ из-за того, что данная сумма через три месяца была списана. Именно с момента отказа выплатить сумму задолженности и начнут исчисляться три месяца для обращения работника в суд. Ведь как раз здесь кроется нарушение его права.

А вот когда сотрудник обратился за депонированной суммой и ее сразу выплатили, никакого повода для спора нет.

Далее в письме финансовое ведомство заявило, что сумма кредиторской задолженности по депонированной зарплате подлежит включению в состав внереализационных доходов для целей налогообложения прибыли в связи с истечением срока исковой давности, установленного статьей 196 ГК РФ, то есть трех лет. Именно на это и указывали все специалисты по налогообложению.

Иначе говоря, пока не истекли эти три года, работник имеет полное право получить депонированную сумму, а у работодателя нет оснований для отказа. Потому и нельзя признавать данную сумму доходом. Сделать это можно будет только после того, как работодатель получит установленное законодательством право отказать работнику.

В заключение отметим следующее. Вслед за комментируемым появилось еще одно письмо Минфина России (от 23.12.09 № 03-03-06/1/823). Оно повторило выводы, которые мы только что рассмотрели. Но самое главное, в нем указано, что все ранее направленные разъяснения по данному вопросу не применяются. Это означает, что выводы, содержащиеся в письмах № 03-03-06/1/211 и № 03-03-06/1/651 неверны.