Автор: Новикова С. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Плательщиками земельного налога в силу п. 1 ст. 388 НК РФ считаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом. Иными словами, платить налог на землю обязаны те лица, которые владеют земельным участком на праве собственности или ином (аналогичном по экономическому содержанию) праве. Причем данное право подлежит обязательной государственной регистрации (ч. 1 ст. 131 ГК РФ), которая является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Между тем применение этого, казалось бы, простого правила нередко вызывает споры с контролирующими органами – например, в ситуации, когда осуществляется реорганизация владельца земельного участка в форме преобразования, при которой вещные права на участок переходят от одного лица к другому непосредственно в силу закона.

Правила уплаты земельного налога

По общему правилу организация признается плательщиком земельного налога, если она владеет земельным участком на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Указанные права на участок подлежат обязательной государственной регистрации (в ЕГРН) (п. 1 ст. 131 ГК РФ). В свою очередь, земельные участки являются объектом налогообложения лишь в том случае, если на территории, где они расположены, введен данный местный (ст. 15 НК РФ) налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Пунктом 3 ст. 391 НК РФ установлена обязанность каждой организации самостоятельно определять налоговую базу на основании сведений из ЕГРН о каждом земельном участке, принадлежащем ей по одному из названных прав. То есть исчисление земельного налога и его администрирование налоговыми органами осуществляется на основании сведений о земельных участках, содержащихся в ЕГРН (см. Письмо Минфина России от 25.09.2013 № 03-05-06-02/39682).

Из изложенного следует, что организация признается плательщиком земельного налога со дня внесения записи в ЕГРН и перестает быть таковым со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок. Справедливость сказанного подтверждают также нормы п. 7 ст. 396 НК РФ, которые определяют нюансы исчисления земельного налога в случае возникновения (прекращения) у организации прав на земельный участок в течение налогового (отчетного) периода.

Более того, данная правовая позиция нашла отражение в п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 54 (далее – Постановление № 54), в котором сказано, что обязанность платить земельный налог возникает у лица с момента регистрации за ним одного из вещных прав на земельный участок (то есть внесения записи в ЕГРН) и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий участок.

Передача вещных прав на земельные участки при реорганизации

При реорганизации юридического лица право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного лица (п. 2 ст. 218 ГК РФ).

В силу ст. 58 и ч. 3 ст. 268 ГК РФ при реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

А пунктом 9 ст. 50 НК РФ установлено, что при преобразовании одного юридического лица в другое правопреемником реорганизованного юридического лица в части исполнения обязанностей по уплате налогов признается вновь возникшее юрлицо.

Другими словами, при универсальном правопреемстве вещные права на земельные участки, упомянутые в п. 1 ст. 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона. Поэтому правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права (исключениями являются реорганизация юридических лиц в форме выделения и наследование). Эта позиция отражена в п. 5 Постановления № 54.

Случай из практики

В 2016 году ФГУП реорганизовано в форме преобразования в АО (далее – общество). Реорганизация завершена 05.10.2016. Согласно передаточному акту в состав имущественного комплекса нового общества вошли в том числе земельные участки, находящиеся на территории различных субъектов РФ.

Исходя из вышеприведенных правил действующего законодательства, а также правовой позиции, изложенной в п. 5 Постановления № 54, общество признается плательщиком земельного налога с обозначенной даты. Первым налоговым периодом по данному налогу для общества являлся период с 05.10.2016 по 31.12.2016, что следует из положений ст. 393 НК РФ. Общество было обязано за указанный период осуществить расчет земельного налога, уплатить его и подать декларацию за 2016 год в срок до 01.02.2017.

Казалось бы, все просто. Но! В соответствии с п. 4 ст. 85 НК РФ сведения о наличии объекта налогообложения (земельного участка) поступают в налоговый орган из органов, осуществляющих регистрацию прав собственности, в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации. В данном случае – в течение 10 рабочих дней (п. 6 ст. 6 НК РФ). И если учесть, что процедура регистрации в ЕГРН прав собственности на земельные участки завершилась лишь в конце января 2017 года, то общество оказалось в довольно щекотливом положении.

С одной стороны, оно (с учетом вышеприведенных законодательных норм), являясь плательщиком земельного налога, обязано подать декларацию по этому налогу за 2016 год в срок до 01.02.2017. Что общество и сделало – отправило декларацию по земельному налогу в электронной форме по каналам ТКС (так как подпадает под действие нормы п. 3 ст. 80 НК РФ).

С другой стороны, налоговики лишены возможности надлежаще исполнить свои функции по администрированию земельного налога из-за отсутствия необходимых сведений о плательщике налога и самим земельным участкам. В связи с этим они отказали в приеме электронной декларации (что тоже логично). По их мнению, спорную декларацию они смогут принять лишь после того, как земельные участки будут «привязаны» к ИНН общества. Однако в таком случае общество заведомо «попадает» на штрафные санкции. Причем наказанию подвергнется не только организация, но и ее должностные лица. В обозначенной ситуации общество может быть привлечено к ответственности:

  • по ст. 119 НК РФ (за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета) – в виде штрафа в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 руб.;

  • по ст. 15.5 ­КоАП РФ (за нарушение срока представления налоговой декларации) – в виде предупреждения или административного штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от 300 до 500 руб.

Если же общество отправляет декларацию по земельному налогу почтовым отправлением, чтобы избежать наказаний по ст. 119 НК РФ и ст. 15.5 ­КоАП РФ, ему грозит другой штраф – в размере 200 руб. за несоблюдение порядка представления налоговой декларации в электронной форме на основании ст. 119.1 НК РФ.

Возможно ли решение обозначенной проблемы, при котором общество сможет избежать ответственности по всем упомянутым статьям (ст. 119 и 119.1 НК РФ, ст. 15.5 ­КоАП РФ)? По мнению ФНС, такое решение есть (см. Письмо от 28.04.2017 № БС-4-218209@). Но, как часто случается, налоговики вместо прямого ответа дали только наводящие на размышления цитаты.

Разъяснения ФНС

В Письме № БС-4-218209@ ФНС касательно анализируемой ситуации указала следующее.

Во-первых, согласно п. 4 ст. 80 НК РФ налоговики не вправе отказать в принятии налоговой декларации, представленной налогоплательщиком по установленной форме.

Во-вторых, согласно действующему порядку заполнения декларации по земельному налогу (утвержден Приказом ФНС России от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696@) организация-правопреемник, подавая декларацию за последний налоговый период за реорганизованную (в том числе в форме преобразования) организацию, в титульном листе указывает свои ИНН и КПП, а в реквизите «налогоплательщик» указывает наименование реорганизованной организации (п. 2.9).

Отметим: за 2017 год плательщики земельного налога должны будут подать декларацию, форма которой утверждена Приказом ФНС России от 10.05.2017 № ММВ-7-21/347@. Помимо формы декларации, данным приказом утверждены порядок ее заполнения и формат передачи в электронном виде. При этом порядок заполнения титульного листа организацией-правопреемником остался прежним (изменилась лишь нумерация приведенного положения – п. 2.8 вместо прежнего п. 2.9).

При этом ст. 83 НК РФ установлены правила постановки на учет налогоплательщиков:

1. Организация подлежит постановке на налоговый учет соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих ей недвижимого имущества (п. 1).

2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования, в налоговой инспекции по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной организации, производится на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 5.2).

А разъяснения о том, как действуют эти правила на практике, были даны ФНС еще в Письме от 22.04.2015 № СА-4-14/6905@. Суть их такова. При поступлении сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, о российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования <…>, и наличии в налоговом органе сведений, содержащихся в ЕГРН, о действительных на момент реорганизации постановках на учет по месту нахождения недвижимого имущества российской организации, прекратившей деятельность в результате реорганизации в форме преобразования, <…> в налоговом органе по месту нахождения указанного имущества осуществляется постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования <…>. Датой постановки на учет по данному основанию является дата государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации в форме преобразования <…>.

Из сказанного можно сделать такой вывод. Отказ местных налоговиков принять от общества декларацию по земельному налогу за 2016 год, обусловленный п. 4 ст. 85 НК РФ, неправомерен. Отсутствие у налоговиков сведений о регистрации прав собственности на земельный участок у организации, реорганизованной в порядке преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу. Другими словами, инспекторы обязаны в соответствии с правовой позицией, изложенной в п. 5 Постановления № 54, принять у общества декларацию по земельному налогу именно тогда, когда оно ее представило (то есть не дожидаясь поступления сведений из регистрирующего органа).

Обратите внимание: отсутствие у налогового органа сведений о регистрации вещных прав на земельный участок за организацией, которая реорганизована в форме преобразования, не является основанием для отказа в принятии декларации по земельному налогу.