Моряк Е. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

При соблюдении каких условий организации, индивидуальные предприниматели, занятые в сфере транспорта, могут применять пониженные тарифы страховых взносов вместо общеустановленных тарифов?

Размеры тарифов

Об использовании пониженных тарифов страховых взносов речь можно вести только в том случае, когда организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяют УСНО или ПСНО (только ИП). В течение 2017 – 2018 годов размеры пониженных тарифов таковы:

  • на обязательное пенсионное страхование – 20%;

  • на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством – 0%;

  • на обязательное медицинское страхование – 0%.

Общеустановленные тарифы страховых взносов в 2017 – 2019 годах составляют 22 (10 – если достигнута предельная база), 2,9 (в пределах предельной базы) и 5,1% соответственно.

Применение УСНО

Начнем с варианта применения пониженных тарифов страховых взносов в ситуации, когда используется упрощенная система налогообложения.

Главное – основной вид деятельности

Итак, организации и индивидуальные предприниматели, применяющие УСНО, могут ориентироваться на пониженные тарифы страховых взносов (вместо общеустановленных тарифов) в том случае, если основным видом их деятельности является деятельность из перечня, приведенного в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ. В этом перечне среди прочего числятся такие виды деятельности, как:

  • здравоохранение и предоставление социальных услуг;

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств;

  • транспорт и связь;

  • предоставление персональных услуг.

С 01.01.2017 классификация видов деятельности производится на основании ОКВЭД 2, ранее – ОКВЭД 1. В ОКВЭД 1 был представлен раздел I «Транспорт и связь».

Виды деятельности, относящиеся к сфере транспорта, в ОКВЭД 2 сосредоточены в разделе Н «Транспортировка и хранение». Этот раздел включает в себя:

  • перевозку грузов и пассажиров, подчиняющуюся либо не подчиняющуюся расписанию по железной дороге, трубопроводам, автомобильной дороге, водным или воздушным транспортом;

  • сопряженную с ней (с перевозкой) деятельность, такую как деятельность вокзалов и терминалов, стоянок для транспортных средств, обработку и хранение груза и т. д.;

  • аренду транспортных средств с водителем или оператором;

  • деятельность почтовой связи.

В разделе Н выделены следующие группировки по классам:

1) деятельность сухопутного и трубопроводного транспорта (код 49). Сюда входит:

  • перевозка пассажиров и грузов по автомобильным дорогам и железнодорожным путям;

  • транспортировка грузов по трубопроводам;

2) деятельность водного транспорта (код 50);

3) деятельность воздушного и космического транспорта (код 51);

4) складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность (код 52). Эта группировка включает:

  • складирование (хранение) и вспомогательную деятельность при перевозке, такую как деятельность транспортной инфраструктуры (аэропортов, портов, туннелей, мостов и т. д.);

  • деятельность транспортных агентств;

  • погрузочно-разгрузочные работы;

5) деятельность почтовой связи и курьерская деятельность (код 53).

Считаем доходы

Нужно учитывать, что льготный вид деятельности (в том числе деятельность в сфере транспорта и связи) считается основной при условии, что доля доходов, полученных от реализации оказанных услуг по данному виду деятельности, составляет не менее 70% в общем объеме доходов, которые за налоговый период (календарный год) не должны превышать 79 млн руб. (сумма доходов определяется в соответствии со ст. 346.15 НК РФ). При определении общего объема доходов суммируются все доходы (доходы, полученные от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав по всем видам деятельности, и внереализационные доходы).

Обратите внимание: с целью применения пониженных тарифов страховых взносов доля доходов, полученных от деятельности в сфере транспорта и связи, определяется как совокупность доходов, полученных от всех видов деятельности, входящих в эту сферу, в общем объеме доходов организации. Подтверждение тому можно найти в Письме Минфина РФ от 08.02.2017 № 03-15-06/6663.

А вот возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких льготных видов деятельности, положениями Налогового кодекса (ранее – Федерального закона № 212-ФЗ) не предусмотрена (Письмо Минтруда РФ от 29.09.2015 № 17-4/10/ООГ-1357). Поэтому основным видом экономической деятельности плательщика может признаваться только один вид деятельности, указанный в пп. 5 п. 1 ст. 427 НК РФ, с долей доходов, полученных от его осуществления, не менее 70%.

Арбитры применяют такой же подход (постановления АС СЗО от 26.10.2015 № Ф07-764/2015 по делу № А26-7564/2014, ФАС ПО от 14.07.2014 № Ф06-11854/2013 по делу № А12-21975/2013). Приведем один из конкретных примеров – Постановление АС СКО от 30.01.2017 № Ф08-9721/2016 по делу № А53-217/2016. Общество в проверяемом периоде (2013 год) занималось:

  • деятельностью наземного автомобильного транспорта (внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию) (код 60.21.11 по ОКВЭД 1). Доля дохода по этому виду экономической деятельности от общего дохода за 2013 год – менее 70%;

  • оказанием услуг сторонним организациям по медицинскому освидетельствованию водителей (предрейсовый, послерейсовый осмотр) и техническому предрейсовому осмотру и допуску технически исправного автомобиля к работе.

Общество считало, что предрейсовый (послерейсовый) медицинский осмотр водителей и предрейсовый технический осмотр транспортных средств являются элементами деятельности наземного автомобильного транспорта, следовательно, поступившие от указанной деятельности доходы должны включаться в размер доходов, полученных от основной экономической деятельности.

Судьи возразили. Услуги по проведению предрейсового (послерейсового) медицинского осмотра водителей относятся к медицинской деятельности, подлежащей лицензированию, и у общества соответствующая лицензия имеется. Следовательно, указанная деятельность является самостоятельной и не входит в состав основного вида экономической деятельности общества. Деятельность по техническому предрейсовому осмотру, допуску технически исправного автомобиля к работе также включается в иной вид основного вида экономической деятельности, предусмотренный ОКВЭД.

Вывод: у общества отсутствовали правовые основания для применения пониженного тарифа при уплате страховых взносов в спорный период, поскольку законодательством РФ не введена возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких видов льготируемой деятельности.

Другие примеры – постановления АС ВВО от 07.11.2014 № Ф01-4571/2014 по делу № А11-1903/2014, от 31.10.2014 № Ф01-4531/2014 по делу № А11-1902/2014 (в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 09.04.2015 № 301-КГ14-9073). Судьи определили, что пассажирское автотранспортное предприятие в 2011 – 2012 годах осуществляло виды деятельности, поименованные в п. 8 ч. 1 ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ, а именно:

  • медицинский осмотр (код 85.14.1 по ОКВЭД 1). В отношении этой деятельности применялась УСНО;

  • техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств (код 50.20);

  • хранение автотранспортных средств на платных стоянках (код 63.21.24).

При этом доля доходов предприятия по каждому из указанных видов деятельности составляла менее 70% в общем объеме доходов. А поскольку возможность суммирования доходов, полученных от осуществления нескольких льготных видов деятельности, ст. 58 Федерального закона № 212-ФЗ не предусмотрена, применение пониженных тарифов страховых взносов неправомерно.

Важно: если условия для применения пониженных тарифов соблюдаются, то организация (ИП), применяющая УСНО, производит начисление страховых взносов исходя из этих тарифов по выплатам, произведенным в пользу всех физических лиц, занятых как в основной деятельности в сфере транспорта и связи, так и в других видах деятельности (если таковые есть).

УСНО + спецрежим в виде уплаты ЕНВД

По основной деятельности применяется УСНО

Если организация, основным видом экономической деятельности которой является вид деятельности в сфере транспорта и связи, применяет УСНО и осуществляет также виды деятельности, переведенные на уплату ЕНВД, то она вправе уплачивать страховые взносы по пониженным тарифам, если общая сумма ее доходов, полученных от всех видов деятельности за налоговый период, не превышает 79 млн руб., а доля доходов, полученных от реализации оказанных услуг при осуществлении основного вида экономической деятельности, составляет не менее 70% в общей сумме доходов. Такие разъяснения представлены в Письме Минфина РФ от 08.02.2017 № 03-15-06/6730 (на это в свое время обращал внимание и Минтруд – см., например, Письмо от 05.03.2015 № 17-4/ООГ-289).

По основной деятельности применяется «вмененка»

Причем такой же подход, по мнению финансистов, используется и в ситуации, когда у организации, применяющей УСНО, на уплату ЕНВД переведена непосредственно деятельность в сфере транспорта и связи, являющаяся основной (Письмо от 02.02.2017 № 03-15-05/5556).

Ранее не был против такого и Минтруд (Письмо от 02.09.2015 № 17-4/В-444), но предупреждал: если основная деятельность, переведенная на уплату ЕНВД, – это единственная деятельность в конкретном расчетном периоде (календарном годе), то применять пониженные тарифы нельзя (письма от 05.02.2016 № 17-4/ООГ-184, от 05.05.2015 № 17-4/В-231). Та же точка зрения продемонстрирована в Постановлении АС СЗО от 02.12.2015 № Ф07-1318/2015 по делу № А56-4261/2015 (в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 23.03.2016 № 307-ЭС16-1433).

В Письме Минтруда РФ от 04.12.2015 № 17-4/В-593 рассмотрена такая ситуация.

В отчетном периоде – полугодии 2015 года единственным видом экономической деятельности организации являлось производство столярных и плотничных работ (код 45.42 по ОКВЭД 1), переведенное на уплату ЕНВД, и других видов экономической деятельности организация не осуществляла, соответственно, УСНО не применяла. При таких обстоятельствах организация была не вправе применять пониженный тариф страховых взносов за указанный отчетный период.

Однако возможно продолжение, если организация по итогам деятельности за девять месяцев года подтвердит условие о применении УСНО. Тогда организация вправе:

  • применять пониженный тариф страховых взносов с начала данного отчетного периода при соблюдении критерия о 70%-й доле доходов, полученных от производства столярных и плотничных работ, переведенного на уплату ЕНВД;

  • произвести перерасчет ранее уплаченных платежей по страховым взносам, поскольку база для начисления страховых взносов определяется нарастающим итогом с начала расчетного периода и тариф во всех случаях применяется к базе для начисления страховых взносов, формируемой с начала отчетного (расчетного) периода.

В то же время следует обратить внимание на то, что некоторые судьи исходят из того, что при одновременном применении УСНО и системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД применение пониженных тарифов страховых взносов допустимо при условии перевода на УСНО основного вида деятельности. Пример – Постановление АС УО от 18.01.2017 № Ф09-11585/16 по делу № А50-8987/2016: по виду деятельности «Оказание услуг автомобильного грузового транспорта» (код 60.24 по ОКВЭД 1), по которому заявитель в 2012 – 2014 годах уплачивал ЕНВД, пониженный тариф страховых взносов применению не подлежал.

Причем ранее судьи того же округа продекларировали совсем другой подход. Уплата ИП по основному виду деятельности ЕНВД, а не применение УСНО не может являться основанием для отказа в применении пониженного тарифа, поскольку по действующему законодательству применение тарифа не ставится в зависимость от того, какой налог уплачивается по основному виду деятельности. Правда, речь шла о ситуации, когда ведение основного вида деятельности влечет начисление единого налога по УСНО и ЕНВД в зависимости от категории потребителей услуг (физические или юридические лица). Эти различия не должны влиять на права плательщика (постановления от 24.12.2015 № Ф09-10352/15 по делу № А07-7761/2015, от 24.09.2015 № Ф09-6878/15 по делу № А07-22595/2014).

Совсем уж странный подход продемонстрировали судьи ФАС ЦО. Они согласились с тем, что основным видом экономической деятельности организации, применяющей УСНО, может являться вид деятельности, с которой производится уплата ЕНВД. Но при этом они посчитали, что пониженные тарифы можно применять в том случае, если доходы, полученные от деятельности, переведенной на УСНО, составляют от общей суммы доходов более 70% (Постановление от 07.07.2014 по делу № А62-4749/2013).

Применение ПСНО

Правом использования ПСНО наделены только ИП в отношении видов предпринимательской деятельности, указанных в п. 2 ст. 346.43 НК РФ, среди которых:

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (пп. 10);

  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров автомобильным транспортом (пп. 11).

Итак, в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности по оказанию автотранспортных услуг, указанном в патенте, ИП применяет пониженные тарифы страховых взносов (пп. 9 п. 1 ст. 427 НК РФ). Дополнительных требований к размеру доходов такого предпринимателя в целях применения пониженных тарифов законодатель не предъявляет, главное – правомерность применения ПСНО.

Утрата права применения пониженных тарифов

Такая ситуация возможна в следующих случаях (п. 6 ст. 427 НК РФ):

  • по итогам расчетного (отчетного) периода основной вид экономической деятельности организации или индивидуального предпринимателя не соответствует заявленному основному виду экономической деятельности;

  • организация или ИП превысили за налоговый период ограничение по доходам в 79 млн руб.

Тогда организация (ИП) лишается права применять пониженные тарифы страховых взносов с начала расчетного (отчетного) периода, в котором допущено это несоответствие, сумма страховых взносов подлежит восстановлению и уплате в установленном порядке.

Считаем, что таким же образом складывается ситуация в случае утраты плательщиком права на применение УСНО или ПСНО с начала налогового периода.

* * *

Если организация (ИП), применяющая УСНО, занимается деятельностью в сфере транспорта (и таковая является основной – когда доходы, полученные от оказания услуг в рамках ведения указанной деятельности, составляют не менее 70% в общем объеме доходов, размер которых не должен превышать 79 млн руб. за календарный год), она вправе применять пониженные тарифы страховых взносов. При этом одновременное применение с УСНО системы налогообложения в виде уплаты ЕНВД, в том числе если «вмененной» является основная деятельность, не считается препятствием для использования пониженных тарифов страховых взносов, причем в отношении всех работников.

Индивидуальный предприниматель, который в отношении деятельности, связанной с оказанием автотранспортных услуг по перевозке грузов (пассажиров), применяет ПСНО, также должен использовать при исчислении страховых взносов пониженные тарифы, но только в отношении физических лиц, задействованных в «патентной» деятельности.

И еще один важный момент: применение пониженных тарифов не освобождает организацию (ИП) от начисления дополнительных страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на особых видах работ, перечисленных в п. 1 – 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Информация о том, когда возникает обязанность по исчислению страховых взносов по дополнительным тарифам, представлена в статье «Дополнительные страховые взносы на вознаграждения водителям».