Автор: компания БухСофт
Налог на доходы физических лиц является основным налогом, который работодатель обязан перечислять за каждого из своих работников. При этом, совершенно неважно, насколько крупным является предприятие, как велик штат его сотрудников и в какую экономическую нишу занимает налоговый агент. В этом отношении налоговое законодательство уравнивает всех.
Говоря о крупнейших налогоплательщиках, которым это также вменяется в обязанность, стоит отметить, что при наличии развитой сети подразделений, работодатель обязан перечислять НДФЛ за трудоустроенных в них работниках по месту учета каждого подразделения отдельно. Правила составления отчетности и перечисления налоговых сумм этой категорией налогоплательщиков напомнила Федеральная налоговая служба в своем очередном письме от 01.02.16 № БС-4-11/1395.
Право выбора
Традиционно подавать квартальные расчеты 6-НДФЛ и справки по итогам налогового периода 2-НДФЛ все налоговые агенты должны в налоговые инспекции по месту своего учета. Хотя у тех, кто относится к крупнейшим налогоплательщикам все же есть варианты. Так, например, компании, нахордящиеся в этом статусе, могут подавать документы в:
-
межрайонные инспекции, где они состоят на учете, как крупнейшие налогоплательщики;
-
в инспекции, где на учете состоят обособленные подразделения.
По крайней мере именно такие возможности прописаны в абзаце 5 пункта 2 статьи 230 Налогового кодекса.
Правд, и здесь есть свои нюансы. Так, представлять отчетность в налоговую инспекцию по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика и в инспекцию, где зарегистрировано подразделение за один и тот же период нельзя. Во-первых, это может усложнить работу бухгалтера, а во-вторых, просто запутает налоговиков и привлечет излишнее внимание фискальных органов к компании. Чтобы избежать проблем, достаточно просто выбрать один из наиболее подходящих вариантов.
Что касается самого перечисления налоговых сумм, то тут у крупнейших налогоплательщиков выбора, так же как и у других участников рынка, нет. Согласно действующим правилам, налог на доходы физических лиц за сотрудников каждого из действующих обособленных подразделений перечисляется по месту учета этого подразделения. Такой регламент прописан в пункте 7 статьи 226 Налогового кодекса.
Что ждет крупнейших налогоплательщиков в наступившем году?
Говоря об изменениях, вступивших в силу в начале 2016 года, нельзя обойти вниманием те, что коснулись правил учета. Для тех компаний, которые имеют статус крупнейших, ситуация изменилась довольно радикально. Дело в том, что с этого года право определять статус плательщиков налогов получили региональные налоговые управления. Самостоятельная градация на региональном уровне может привести к увеличению числа компаний, которые могут быть отнесены к обсуждаемой категории. Нововведение зафиксировано в приказе Федеральной налоговой службы от 20.07.15 № ММВ-7-2/295@.
На грани
Для того, чтобы получить статус крупнейшего налогоплательщика, компания должна соответствовать целому комплексу определенных критериев. При этом, в регионах достаточно компаний, находящихся предельно близко к установленным параметрам и показателям. Небольшие отклонения до сегодняшнего дня не давали возможности определить их в группу крупнейших. Теперь же их статус может поменяться.
В приложении к приказу ФНС от 16.05.07 № ММ-3-06/308@), которым руководствовались федералы на протяжении нескольких лет, имеются четкие критерии организаций, подлежащих налоговому администрированию на уровне регионов:
-
объем их доходов должен укладываться в рамки от 2 миллиардов до 20 миллиардов рублей;
-
в штате должно быть не менее 50 сотрудников;
-
общие активы должны составлять от 100 миллионов до 20 миллиардов рублей;
-
общий объем начислений федеральных налогов и сборов - от 75 миллионов до одного миллиарда рублей;
-
сумма страховых премий за отчетный период не могла быть менее 2 миллиардов рублей для компаний, работающих в сфере страхования.
Напомним, что даже при соответствии компаний всем вышеперечисленным критериям, к крупнейшим не относились те, кто применял налоговые спецрежимы.
Региональная коррекция в действии
Отдав право определять статус плательщика на откуп регионам, федералы разрешили корректировать любой из перечисленных выше критериев на местах. Определяющим фактором при этом объявлен уровень социально-экономического развития субъекта. Это решение приведет не только к увеличению числа крупнейших налогоплательщиков, но и увеличит разрыв между показателями компаний из разных регионов, находящихся в этом статусе. Ведь многие субъекты являются дотационными и уровень развития в них значительно уступает уровню более успешных соседей.