Журнал "Налоговый вестник" № 3' 2010

Проблема:
Организация (не автотранспортная) использует самостоятельно разработанную форму путевого листа. В нем присутствуют все необходимые реквизиты, кроме отметки о прохождении предрейсового и послерейсового медосмотра водителя.

Вопрос:
Может ли организация в этом случае учесть расходы на ГСМ при налогообложении прибыли?

 
Мнение 1

А.З. Островская,ведущий налоговый консультант ООО "Консалтинговая группа "Такс Оптима"

Унифицированная форма путевого листа (форма N 3), утв. постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 N 78, обязательна к применению только для автотранспортных предприятий. Все иные предприятия могут разработать собственную форму путевого листа, но с учетом следующих обстоятельств.
    
Приказом Минтранса России от 18.09.2008 N 152 утверждены обязательные реквизиты путевого листа и порядок его заполнения. К ним относятся:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве (в частности, показания одометра (полные километры пробега) при выезде из гаража и заезде в гараж, дата и время выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку); - сведения о водителе (в т.ч. дата и время проведения предрей-сового и послерейсового медицинского осмотра, осуществляемого медицинским работником).
    
Одним из указанных в путевом листе реквизитов являются сведения о водителе, к которым относятся не только его ФИО, но и сведения о проведении предрей-сового и послерейсового медицинского осмотра (подп. 2 п. 7 приказа N 152). Минфин России уже выпустил разъяснения, согласно которым "путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, утвержденные вышеуказанным Приказом, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов" (письмо от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161).

Непосредственно в отношении отсутствия в путевом листе сведений о прохождении медосмотра чиновники пока официальных разъяснений не давали. Но несложно догадаться, что при отсутствии в путевом листе отметок о прохождении водителями медосмотра у компаний могут возникнуть проблемы с подтверждением расходов на ГСМ. На мой взгляд, при возникновении претензий со стороны налоговых органов компания может их оспорить. Для этого ей необходимо привести следующие аргументы.

Во-первых, упомянутый приказ Минтранса России был выпущен во исполнение Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (далее - Закон N 259-ФЗ), регулирующего отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом.

Если компания не автотранспортная (т.е. использует автомобиль для собственных нужд), приказ N 152 на нее не распространяется. Во-вторых, расходы на ГСМ можно подтвердить любыми документами, удостоверяющими целевую направленность затрат (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому путевые листы, в которых отсутствуют сведения о медосмотре, вполне могут являться подтверждающим документом. Главное, чтобы они содержали все данные, необходимые для определения произведенных затрат на ГСМ, такие как пробег автомобиля, расход горючего, остатки горючего в баке автомобиля при выезде и возвращении (постановление ФАС Московского округа от 10.08.2009 N КА-А40/7253-09). Отсутствие сведений о прохождении водителем медосмотра еще не свидетельствует о том, что компания не несла расходы на ГСМ

Мнение 2

Д.В. Осипов, главный специалист департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России

В соответствии с п. 14 ст. 2 Закона N 259-ФЗ для целей этого Закона путевым листом признается документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя.

Пунктом 1 ст. 6 Закона N 259-ФЗ установлено, что обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством РФ.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России N 152. Согласно пп. 2 и 3 данного приказа обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- наименование и номер путевого листа;
- сведения о сроке действия путевого листа;
- сведения о собственнике (владельце) транспортного средства;
- сведения о транспортном средстве;
- сведения о водителе.

Следовательно, путевой лист, разработанный организацией самостоятельно и содержащий обязательные реквизиты, установленные п. 3 приказа N 152, может являться одним из документов, подтверждающих расходы на приобретение горюче-смазочных материалов.
На этом основании можно сделать следующий вывод. Если в путевом листе присутствуют все необходимые реквизиты, кроме отметки о прохождении водителем предрейсового и послерейсового медосмотра (сведения о водителе), расходы, подтвержденные путевым листом, не следует учитывать при налогообложении прибыли.