Автор: Казанцева Е. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Инвестиционный налоговый вычет (ИНВ) – это установленная законом субъекта РФ возможность уменьшения исчисленного к уплате по итогам отчетного (налогового) периода регионального налога на прибыль (исчисляемого по ставке 17% в 2017–2024 годах) на стоимость приобретенных ОС, затраты на их модернизацию и некоторые другие расходы. По сути, указанные затраты частично компенсируются за счет бюджета. Основные средства, по которым применили данный вычет, нельзя амортизировать, а при выбытии объекта до истечения срока полезного использования придется вернуть налог, не уплаченный за счет вычета, и заплатить пени. Порядок применения инвестиционного вычета предусмотрен положениями ст. 286.1 НК РФ.

В 2022 году законодатель дважды расширял сферу применения обозначенных вычетов и корректировал перечень полномочий субъектов РФ. Причем некоторые новшества действуют с 1 января 2022 года, остальные – со следующего (2023) года. Подробности – далее.

Поправки в положения ст. 286.1 НК РФ в 2022 году вносились двумя законами:

  • Федеральным законом от 14.07.2022 № 323-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ);

  • Федеральным законом от 04.11.2022 № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон № 430-ФЗ).

Скорректированы расходы по вычетам, применяемым в 2022 году, и условия их использования

Состав расходов, включаемых в ИНВ, определен п. 2 ст. 286.1 НК РФ. До 2022 года они в совокупности составляли:

  • не более 90% суммы расходов на инвестиции (пп. 1 и 2);

  • не более 100% суммы расходов в виде пожертвований (пп. 3);

  • не более 85% расходов на создание объектов инфраструктуры (пп. 4);

  • не более 100% суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80% суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры (пп. 5);

  • не более 90% суммы расходов на НИОКР (пп. 6).

Однако с 1 января 2022 года в п. 2 ст. 286.1 НК РФ появилисьновые положения и изменились некоторые старые. Поясним, какие именно.

Расходы на объекты инфраструктуры

Вышеназванные в пп. 5 п. 2 ст. 286.1 НК РФ суммы расходов изменены: теперь в состав ИНВ входит не более 80% суммы расходов на создание объектов транспортной, коммунальной и социальной инфраструктур, в том числе расходы на их приобретение, сооружение, доведение до состояния, в котором они пригодны для использования, с учетом НДС и акцизов, не принимаемых к вычету в соответствии с положениями гл. 21 и 22 НК РФ.

Расходы на развитие генетических технологий

Пункт 2 ст. 286.1 НК РФ дополнен новым пп. 8, согласно которому в состав ИНВ входит не более 42,5% суммы расходов в виде имущества (в том числе денежных средств), переданного технологическим партнером и (или) его дочерними обществами, в которых доля его прямого и (или) косвенного участия, определенная в соответствии с положениями ст. 105.2 НК РФ, составляет не менее 50% (лица, передающие имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации), в адрес НКО, указанных в пп. 22 п. 2 ст. 251 НК РФ.

Согласно новому п. 2.2 ст. 286.1 НК РФ инвестиционный вычет в части расходов, названных в пп. 8 п. 2 данной статьи, может быть применен налогоплательщиком в отношении расходов, осуществленных как им самим, так и иными лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации. В последнем случае лица, передающие имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации и понесшие данные расходы, должны передать налогоплательщику копии документов, подтверждающих суммы расходов, а также их назначение и соответствие установленным настоящей статьей требованиям. В случае передачи налогоплательщику копий таких документов лица, передающие имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, понесшие расходы, в части указанных расходов ИНВ не применяют.

Кроме того, п. 3 ст. 286.1 НК РФ дополнен положением, где сказано, что если налогоплательщик воспользовался правом на применение ИНВ в части расходов, указанных в пп. 8 п. 2 данной статьи, то он также вправе уменьшить сумму налога (авансового платежа), подлежащую зачислению в федеральный бюджет, на величину, составляющую 7,5% суммы названных расходов.

В пункте 4 ст. 286.1 НК РФ тоже появился новый абзац, которым определено, что ИНВ в виде расходов, поименованных в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений с учетом положений п. 6 настоящей статьи.

Новая норма добавлена и в п. 5 ст. 286.1 НК РФ. В ней, в частности, сказано, что ИНВ применяется к налогу (авансовому платежу), исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором произведены соответствующие расходы, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений п. 9 ст. 286.1 НК РФ.

Обратите внимание: организации, осуществляющие деятельность, связанную с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении углеводородного сырья, вправе использовать ИНВ в виде расходов, поименованных в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применительно к сумме налога, исчисленного в отношении налоговой базы, определяемой при осуществлении видов деятельности, не относящихся к деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья на новом морском месторождении (п. 11 ст. 286.1 НК РФ).

Отчеты НКО о расходах, связанных с реализацией программ развития генетических технологий

Согласно новому п. 13 ст. 286.1 НК РФ в целях применения ИНВ по расходам, указанным в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, НКО, названная в пп. 22 п. 2 ст. 251 НК РФ, и (или) организация, доля участия в которой такой НКО составляет не менее 50%, ежегодно не позднее 28 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом, представляют лицам, передающим имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, отчеты о расходах, связанных с осуществлением мероприятий, предусмотренных программой развития генетических технологий и (или) соглашением о развитии генетических технологий (с копиями подтверждающих документов), произведенных за счет денежных средств, полученных от лиц, передающих имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, или от подобной НКО.

В таких отчетах должно быть также отражено имущество (его стоимость, сформированная по правилам гл. 25 НК РФ), полученное от лиц, передающих имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, или от НКО, поименованной в пп. 22 п. 2 ст. 251 НК РФ, и используемое для осуществления мероприятий, установленных программой развития генетических технологий и (или) соглашением о развитии генетических технологий.

В случае если сумма осуществленных расходов (с учетом стоимости имущества) в представленных отчетах суммарно меньше, чем сумма расходов, учтенная лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, в составе ИНВ, сумма расходов, учтенная лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, в составе ИНВ, может быть подтверждена документами о расходах этих организаций, указанных в отчетах за следующий налоговый период.

Если сумма расходов, учтенная лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, при определении ИНВ, не может быть подтверждена в таком порядке, сумма налога, не уплаченная в связи с применением ИНВ в отношении расходов, предусмотренных пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в соответствующей части подлежит восстановлению и уплате в бюджет лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня истечения установленного ст. 287 НК РФ срока уплаты налога.

В случае если НКО, указанная в пп. 22 п. 2 ст. 251 НК РФ, и (или) организация, доля участия в которой подобной НКО составляет не менее 50%, использовали имущество, поименованное в пп. 22 п. 2 ст. 251 или п. 48.32 ст. 270 НК РФ, на реализацию мероприятий, отличных от мероприятий, предусмотренных программой развития генетических технологий и (или) соглашением о развитии генетических технологий, сумма налога, не уплаченная в связи с применением ИНВ в отношении расходов, названных в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, в соответствующей части подлежит восстановлению и уплате в бюджет лицами, передающими имущество в целях развития генетических технологий в Российской Федерации, с уплатой сумм пеней, начисляемых со дня истечения определенного ст. 287 НК РФ срока уплаты налога.

Объекты ОС не подлежат амортизации в части их первоначальной стоимости, сформированной за счет расходов, понесенных в случаях приобретения, создания, сооружения, достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, которые приведены в отчете, установленном в п. 13 ст. 286.1 НК РФ (новая норма в п. 7 ст. 286.1 НК РФ).

Переходные положения

Статьей 2 Закона № 323-ФЗ предусмотрен ряд переходных положений.

1. Произведенные в 2019–2021 годах расходы, указанные в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, учитываются при определении ИНВ за 2022 год.

2. Расходы, подлежащие включению в отчеты, предусмотренные п. 13 ст. 286.1 НК РФ, которые осуществлены в 2019–2021 годах, включаются в отчеты, представляемые за 2022 год.

3. Расходы, которые произведены полностью или частично за счет денежных средств, полученных по договорам займа, заключенным до дня вступления в силу Закона № 323-ФЗ (14.07.2022), признаются понесенными за счет денежных средств, полученных от лиц, поименованных в пп. 8 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, или от НКО, названной в пп. 22 п. 2 ст. 251 НК РФ. Они подлежат включению в отчеты, предусмотренные п. 13 ст. 286.1 НК РФ, в случае последующего возврата этих займов за счет данных денежных средств, полученных от вышеупомянутых лиц или НКО.

Обратите внимание: согласно п. 8 ст. 286.1 НК РФ решение об использовании права на применение ИНВ должно быть закреплено налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Поэтому в случае принятия субъектом РФ в середине налогового периода закона, устанавливающего право налогоплательщика на применение на территории этого субъекта РФ ИНВ при исчислении налога на прибыль, с распространением действия данного закона на правоотношения, возникшие с начала текущего года, налогоплательщик вправе после вступления в силу закона внести изменения в учетную политику для налогообложения, отразив, что применение ИНВ будет им осуществляться с января текущего года (Письмо Минфина России от 25.04.2022 № 03-03-06/3/37107).

Расходы по вычетам, применяемым с 2023 года, и условия их использования

Расходы на программы для ЭВМ

С 2023 года применяется пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ. Согласно нему в ИНВ входит не более 100% суммы расходов на оплату работ (услуг) по установке, тестированию, адаптации, модификации программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, и (или) объектов основных средств, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, не учитываемой при формировании первоначальной стоимости соответствующих НМА (при наличии исключительных прав) и объектов ОС, а также суммы расходов на обучение работников, обслуживающих указанные программы для ЭВМ и базы данных и (или) объекты ОС.

Согласно новому положению п. 4 ст. 286.1 НК РФ вычет в виде расходов, указанных в пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется к программам для ЭВМ и базам данных и (или) объектам ОС по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений, которые осуществили соответствующие расходы, с учетом положений п. 6 названной статьи.

Вычет в виде расходов, указанных в пп. 7 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется к налогу, исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором налогоплательщику переданы результаты выполненных работ (оказаны услуги), направленные на обеспечение функционирования соответствующих программ для ЭВМ и баз данных и (или) объектов основных средств, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды с учетом положений п. 9 ст. 286.1 НК РФ (новая норма п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Расходы на имущество, переданное образовательным организациям

С 2023 года в п. 2 ст. 286.1 НК РФ включен пп. 9, согласно которому в ИНВ входит не более 100% суммы расходов в виде стоимости имущества (включая денежные средства), безвозмездно переданного образовательным организациям, реализующим основные образовательные программы, имеющие государственную аккредитацию.

Применить вычет в виде расходов, указанных в пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, можно будет по месту нахождения организации и (или) по месту нахождения ее обособленных подразделений при условии, что организация (ее обособленные подразделения) и образовательная организация, которой безвозмездно передано имущество, находятся на территории того субъекта РФ, который предоставил право на применение указанного вычета, с учетом положений п. 6 настоящей статьи (новая норма п. 4 ст. 286.1 НК РФ).

Вычет в виде расходов, указанных в пп. 9 п. 2 ст. 286.1 НК РФ, применяется к налогу (авансовому платежу), исчисленному за налоговый (отчетный) период, в котором безвозмездно передано имущество, а также за последующие налоговые (отчетные) периоды, с учетом положений п. 9 настоящей статьи (новая норма п. 5 ст. 286.1 НК РФ).

Новые полномочия субъектов РФ в части ИНВ

Полномочия субъектов РФ по установлению условий применения налогоплательщиками ИНВ, поименованных в п. 2 ст. 286.1 НК РФ, раскрыты в п. 6 названной статьи. Список этих полномочий законами № 323-ФЗ и № 430-ФЗ расширен.

Полномочия, введенные с 2022 года

В соответствии с новым пп. 23 п. 6 ст. 286.1 НК РФ законом субъекта РФ может быть установлено право на применение ИНВ в отношении расходов налогоплательщика, перечисленных в пп. 8 п. 2 названной статьи (то есть в отношении расходов на развитие генетических технологий).

Полномочия, вводимые с 2023 года

Субъекты РФ на основании своих нормативных актов с 2023 года могут устанавливать (п. 6 ст. 286.1 НК РФ):

  • право на применение вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в пп. 7 п. 2, осуществленных на территории этого субъекта РФ (пп. 19);

  • предельный размер расходов, поименованных в пп. 7 п. 2, учитываемых при определении вычета (пп. 20);

  • категории налогоплательщиков, которым предоставляется (не предоставляется) право на применение вычета, предусмотренное пп. 19 п. 6 (пп. 21);

  • категории объектов ОС, включенных в единый реестр российской радиоэлектронной продукции, и (или) категории программ для ЭВМ и баз данных, включенных в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных, в целях функционирования которых налогоплательщик несет расходы, указанные в пп. 7 п. 2, в отношении которых ему предоставляется (не предоставляется) право на применение вычета, определенное пп. 19 п. 6 (пп. 22);

  • право на применение вычета в отношении расходов налогоплательщика, указанных в пп. 9 п. 2 (пп. 24);

  • предельные суммы расходов в виде стоимости имущества и (или) виды имущества, безвозмездно переданного образовательным организациям, указанным в пп. 9 п. 2 (пп. 25);

  • перечень основных образовательных программ, реализуемых образовательными организациями, указанными в пп. 9 п. 2 (пп. 26).