Автор: Казаков Е. С., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

В настоящее время одним из важнейших источников повышения эффективности экономики Правительство РФ считает развитие туристической отрасли. Конечно, оно требует не только финансовых вложений самих по себе, но и укрепления спроса на туристические услуги со стороны российских граждан.

Для этого их необходимо стимулировать к отдыху внутри страны. Такая задача была поставлена перед законодателями и в соответствии с ней, в частности, принят Федеральный закон от 23.04.2018 № 114-ФЗ «О внесении изменений в статьи 255 и 270 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Невозможно переоценить значение этой задачи для Республики Крым и Севастополя, бюджет которых в значительной степени формируется именно за счет поступлений от оказания туристических услуг.

Правда, закон опубликован на портале www.pravo.gov.ru 23.04.2018 и в соответствии со ст. 2 данного закона вступит в силу только с 01.01.2019, несмотря на всю его заявленную социальную значимость, а новые положения будут применяться к договорам о реализации туристических продуктов, заключенным после этой даты.

В статье 255 НК РФ перечисляются виды расходов на оплату труда, признаваемые в целях расчета налога на прибыль. Поясняется, что это любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, в силу п. 16 названной статьи к расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей:

  • по договорам обязательного страхования, уплачиваемые работодателями в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

  • по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими лицензии, выданные согласно законодательству РФ, на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.

В абзаце 9 данного пункта в настоящее время установлено ограничение для:

  • взносов по договорам добровольного личного страхования, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;

  • затрат работодателей по договорам на оказание медицинских услуг, заключенным в пользу работников на срок не менее года с медицинскими организациями, имеющими лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданные в соответствии с законодательством РФ.

Названные взносы и затраты могут включаться в состав расходов в размере, не превышающем 6 % суммы расходов на оплату труда. Это ограничение распространено и на новый вид расходов, который будет указан в новом п. 24.2 ст. 255 НК РФ.

То есть теперь хоть и с ограничением, но можно учесть расходы на оплату услуг по организации туризма, санаторно-курортного лечения и отдыха на территории РФ в соответствии с договором о реализации туристского продукта, оказанных работодателем работникам и их:

  • супругам;

  • родителям;

  • детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет;

  • подопечным в возрасте до 18 лет;

  • детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся очно в образовательных организациях;

  • бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся очно в образовательных организациях.

К сведению: согласно ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ подопечным признается гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.

По мнению законодателей, подобные расходы являются экономически обоснованными для работодателя, поскольку повышают его престиж, что позволяет как привлекать и удерживать высококвалифицированные кадры, так и оказывать помощь социально незащищенным работникам, например, многодетным, имеющим малолетних детей.

Конкретизировано, что к услугам, затраты на которые теперь можно учесть, относятся:

  • услуги по перевозке туриста по территории РФ воздушным, водным, автомобильным и (или) железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно либо по иному согласованному в договоре о реализации туристского продукта маршруту;

  • услуги проживания туриста в гостинице (гостиницах) или ином (иных) средстве (средствах) размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха, расположенных на территории РФ, включая услуги питания туриста, если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице или ином средстве размещения, объекте санаторно-курортного лечения и отдыха;

  • услуги по санаторно-курортному обслуживанию;

  • экскурсионные услуги.

Данные расходы учитываются в фактическом размере, не превышая упомянутых 6 % суммы расходов на оплату труда. Есть и еще одно ограничение: не более 50 000 руб. в совокупности за налоговый период на каждого из перечисленных выше граждан.

Напомним: в п. 29 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что не учитывается в целях налогообложения оплата путевок на лечение или отдых, экскурсий или путешествий, такие расходы расцениваются как осуществленные для личного потребления соответствующих благ работниками. Но теперь в данной норме будет обозначено, что она не относится к расходам, указанным в новом п. 24.2 ст. 255 НК РФ.

Пример.

В течение налогового периода организация дважды оплатила туристические услуги работнику Иванову – в марте 40 000 руб., в июле 65 000 руб. Во втором случае были оплачены и туристические услуги несовершеннолетнему ребенку Иванова – 45 000 руб.

Фонд оплаты труда организации нарастающим итогом составил за I квартал – 500 000 руб., за I полугодие – 1 000 000 руб., за девять месяцев – 1 500 000 руб., за год – 2 000 000 руб.

Сумма, в пределах которой может быть учтена в расходах оплата туристических услуг, за I квартал составила 30 000 руб. (500 000 х 6 %). Следовательно, стоимость услуг можно учесть в этом квартале не полностью, с учетом ограничения в сумме 30 000 руб.

По итогам I полугодия предельная сумма возросла до 60 000 руб. (1 000 000 х 6 %). То есть в расходах за полугодие можно учесть оплату туристических услуг в полной сумме – 40 000 руб.

За девять месяцев предельная сумма – 90 000 руб. (1 500 000 руб. х 6 %). Общая величина оплаченных туристических услуг в отношении Иванова превысила 50 000 руб., поэтому в расходах будет учтена эта сумма. В отношении несовершеннолетнего ребенка Иванова можно учесть фактический расход, то есть 45 000 руб. Всего за девять месяцев могут быть учтены с учетом 6 %-ного ограничения 90 000 руб. ((50 000 + 45 000) > 90 000 руб.).

Окончательный расчет производится за налоговый период (год). Предельная сумма равна 120 000 руб. (2 000 000 руб. х 6%). Следовательно, в отношении Иванова можно учесть сумму расходов, не превышающую 50 000 руб., а в отношении его ребенка расходы учитываются полностью. То есть общая учтенная сумма составит 95 000 руб.