Автор: Ирина Стародубцева, аудитор-эксперт
RosCo - Consulting & audit

Начиная с 1 января 2016 года, организации могут получить право на признание в составе расходов на оплату труда стоимости туристических поездок для работников и членов их семей по территории РФ, но не более 50 тыс. рублей на человека. Правительством РФ одобрен законопроект №871036-6 «О внесении изменений в статьи  255 и 270 части второй НК РФ» (далее по тексту – законопроект).

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 г. №132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» одними из приоритетных направлений государственного регулирования туристской деятельности являются поддержка и развитие внутреннего и социального туризма. И предлагаемый законопроект подготовлен во исполнение поручения Правительства РФ от 21.05.2013 г. №ДМ-П44-3336.

Как следует из пояснительной записке к законопроекту, его целью является государственная поддержка развития туризма в РФ и предоставление работающим лицам и членам их семей дополнительной возможности реализовать свое право на отдых. По данным Ростуризма в РФ из 146 миллионов населения страны в 2014 году путешествовали по России 41,5 миллионов (28%), за пределы РФ с целью туризма выехало около 18 миллионов (12%) граждан. Таким образом, большинство населения страны (60%) не путешествует. Главным сдерживающим фактором остается нехватка денежных средств у населения.

В сложившихся социально-экономических и политических условиях (повышение стоимости туристских услуг, снижение реальных доходов населения и др.) государственная поддержка развития внутреннего и социального туризма приобретает особую актуальность.

Правда, следует заметить, что такая поддержка планируется осуществляться силами работодателя.

Суть предлагаемых изменений состоит в наделении работодателей правом учесть расходы, понесенные на оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом) в пользу работников (и членов их семей), для целей налогообложения налогом на прибыль.

То есть работодатели будут самостоятельно заключать договоры с туроператорами (турагентами) на отдых своих работников и членов их семей. Конечно и при таком варианте взаимоотношений, работодатель сможет учесть пожелания работников по месту отдыха, условиям проживания и пр.

Под услугами по организации туризма и отдыха на территории РФ понимаются ниже перечисленные услуги, оказанные по договору (договорам) о реализации туристского продукта, заключенному работодателем с туроператором (турагентом):

а) транспортные услуги (в том числе услуги по перевозке туриста (туристов) воздушным, водным, автомобильным и железнодорожным транспортом);

б) услуги проживания туриста (туристов) в гостинице (гостиницах) и иных средствах размещения, включая услуги питания туриста (туристов), если услуги питания предоставляются в комплексе с услугами проживания в гостинице и ином средстве размещения;

в) экскурсионные услуги.

То есть в турпакет могут быть включены вышеперечисленные услуги. 

Какие налоговые преимущества даст реализация законопроекта работодателю?

По замыслу законодателей, работодатели смогут учитывать в составе расходов на оплату труда оплату услуг по организации туризма и отдыха на территории РФ:

1) работнику, его супруге (супругу), родителям, детям (в том числе усыновленным) в возрасте до 18 лет;

2) подопечным в возрасте до 18 лет;

3) детям работника (в том числе усыновленным) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации;

4) бывшим подопечным (после прекращения опеки или попечительства) в возрасте до 24 лет, обучающимся по очной форме обучения в образовательной организации.

Указанные расходы предлагается разрешить учитывать в размере фактически произведенных расходов на услуги по организации туризма и отдыха на территории РФ, но не более 50 000 рублей на каждого из вышеперечисленных граждан в налоговом периоде.

Как видится законотворцам, принятие проекта повлияет на поступления в бюджеты различного уровня налога на прибыль организаций, участвующих в формировании и реализации турпродукта (средства размещения, транспортные, экскурсионные услуги, объекты питания, продажа сувенирной продукции и др.).

Эффект от законопроекта положительно скажется на различных сферах жизнедеятельности общества, исходя из следующего:

1) рассматривая налоговую систему как единое составляющее, введение налоговой льготы по налогу на прибыль организаций приведет к увеличению поступлений в бюджет и внебюджетные фонды других налогов и взносов, пошлин, сборов и других обязательных платежей за счет роста доходов в сфере внутреннего туризма и смежных отраслей.

При этом суммы оплаты за работников работодателями стоимости путевок, будут подлежать налогообложению НДФЛ в общеустановленном порядке. Таким образом, поступления в бюджет в этой части вырастут.

2) предлагаемые изменения социально значимы, так как законопроект предоставляет работникам возможности провести отпуск в РФ, приобщиться к культуре собственной страны, лучше узнать ее традиции,  историю, природно-рекреационный потенциал;

3) работодатели получают дополнительный механизм равномерного распределения отпусков работников в течение календарного года (оплачивая работнику путевку в соответствующее время, в частности в «несезон»). В целом же, такое распределение отдыхающих окажет поддержку туристской отрасли и позволит не закрывать предприятия в сфере туризма в период традиционного спада посещаемости, сохранить рабочие места, и, соответственно, сохранить уровень налоговых поступлений в бюджеты всех уровней;

4) ориентация на повышение уровня жизни населения. Благодаря предлагаемой законопроектом возможности, услугами туристкой отрасли на территории нашей страны смогут воспользоваться и такие категории работников, как многодетные и малообеспеченные семьи. Для многих семей, особенно с невысоким уровнем дохода, это может стать шансом провести отпуск со своей семьёй, приобщаясь к природной красоте и историческому наследию нашей страны.

По сделанным расчетам (финансово-экономическое обоснование к законопроекту) реализация положений законопроекта повлечет выпадающие доходы бюджета за счет признания для целей налогообложения расходов работодателей по предоставлению работникам туров для организации отдыха внутри страны. В соответствии с проведенными расчетами, объем налоговых льгот  (без учета роста отрасли вследствие реализации льготы), составит 647 млн. руб. в 2016 году, 696 млн. руб. в 2017 году и 745 млн. руб. в 2018 году.

Компенсация выпадающих доходов бюджета предполагается за счет дополнительных поступлений в виде НДС, налога на прибыль, НДФЛ и страховых взносов организаций туристской отрасли и смежных с ней отраслей, возникающих при реализации рассматриваемой льготы, за счет расширения спроса на внутренний туризм.

Безусловно, подобные расходы работодателя позволяют удерживать наиболее ценных специалистов, оказывать поддержку низкооплачиваемой категории работников.

Однако в кризисное время (при наличии у многих организаций убытков в налоговой отчетности), далеко не все работодатели воспользуются предоставленными налоговыми преференциями и отправят своих работников (и членов их семей) на долгожданный отдых.

Настоящий Федеральный закон планируется  ввести в действие с 1 января 2016 года и распространить на правоотношения по договорам о реализации туристского продукта, заключенным с 1 января 2016 года.

Статья актуальна на 28.10.2015