ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Рассмотрим, что подразумевается под целевой деятельностью ТСЖ как некоммерческой организации, а что – под ее услугами.

Обратимся к нормативному регулированию. ТСЖ в соответствии со статьей 291 ГК РФ признается некоммерческой организацией. Для некоммерческой организации основной деятельностью не является извлечение прибыли, она создается и служит для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, для охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.

По мнению автора, ТСЖ вполне соответствует данному критерию, так как его уставная деятельность заключается в достижении иных общественно полезных благ в виде обеспечения содержания общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме.

Однако существует и иное мнение. В письме Минфина Российской Федерации от 5 мая 2006 года №03-03-05/8 «О доходах товариществ собственников жилья» по вопросу определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций товариществами собственников жилья сообщил следующее.

При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы, поименованные в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), их перечень является исчерпывающим.

Согласно пункту 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены и осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы.

Средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле пункта 2 статьи 251 НК РФ не являются.

Учитывая изложенное, плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги является выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитывается ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации. При этом для целей налогообложения ТСЖ учитываются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным пунктом 1 статьи 252 НК РФ.

Вместе с тем в случае, если в соответствии с Уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома, и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является, исходя из договорных обязательств, посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 НК РФ, то есть только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги.

Своеобразна трактовка налоговыми органами пункта 2 статьи 251 НК РФ относительно целевого характера поступающих от членов ТСЖ средств. Понятно, что вступительный взнос выплачивается исключительно при приеме в члены (хотя в случае ситуации с ТСЖ оплата подобных взносов – вопрос отдельного изучения). А как квалифицировать членские взносы? Почему нельзя считать, что финансирование текущей деятельности ТСЖ осуществляется исключительно из членских взносов, а не из оплаты содержания и функционирования имущества многоквартирного дома? Понятно, что для окончательного решения данной проблемы и справедливого, по мнению автора, решения о включении любых денежных поступлений, идущих в пользу ТСЖ от собственников помещений в многоквартирном доме, необходимо внести поправку в пункт 2 статьи 251 НК РФ.

Однако уже сейчас, некоторые эксперты из области налогообложения и бухгалтерского учета высказывают мнение, что подход к налогообложению деятельности ТСЖ, высказанный и сформулированный в данном письме, напрямую противоречит правовой сути деятельности ТСЖ как лица, созданного под конкретные задачи и получающего деньги исключительно для выполнения данных задач.

Понятно, что может сложиться ситуация, когда ТСЖ получает денежные средства не за счет финансирования его собственниками, а за счет тех услуг, которые он оказывает самостоятельно и которые не поименованы в его учредительных документах как услуги, связанные с обеспечением функционирования общего имущества, входящего в состав многоквартирного дома. Причем данная деятельность для ТСЖ вполне законна, так как действующее гражданское законодательство в принципе позволяет некоммерческим организациям заниматься нецелевой деятельностью и направлять полученные от нее доходы на обеспечение той деятельности, для достижения которой они были созданы.

Такой деятельностью применительно к ТСЖ может стать, например, сдача в аренду с согласия общего собрания собственников части имущества, входящего в состав многоквартирного дома, выполнение ремонта для кого-либо из собственников в его помещении силами собственного персонала, если указанные действия выходят за пределы того лимита услуг содержания, который установлен уставом ТСЖ. В данном случае доходы от подобной деятельности можно включать в состав денежных средств, которые идут на формирование налоговой базы по налогу на прибыль.

Однако в настоящий момент, налоговые органы придерживаются позиции, отраженной в указанном письме Минфина Российской Федерации. Иные мнения экспертов, которые не считают возможным согласиться с данной позицией, основываются на необходимости отделения такого понятия как услуга от уставной деятельности. Текущий ремонт и техническое обслуживание многоквартирного дома рассматривается ими как уставная деятельность, которая к тому же основана не на договорных обязательствах между собственниками помещений и ТСЖ, а в силу требования ЖК РФ. Действительно, ЖК РФ нигде не упоминает о необходимости наличия какого-либо договора между членом ТСЖ и самим ТСЖ по эксплуатации последним общего имущества. Ссылки на договор управления появляются только в том случае, когда начинает работать управляющая организация, для которой подобная деятельность (в отличие от ТСЖ) действительно является способом извлечения прибыли.

Естественно, если придерживаться логики налоговых органов в том, что касается отнесению уставной деятельности ТСЖ к разновидности оказываемых им услуг, то выручка от этой деятельности является объектом для формирования базы и по НДС, и по налогу на прибыль.

Существующая арбитражная практика оспаривает законность позиции налоговых органов, основанной на Письме Мин финансов Российской Федерации от 5 мая 2006 года №03-03-05/8 «О доходах товариществ собственников жилья». Так, судом было признано недействительным решение налогового органа о привлечении ТСЖ к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, указав, что неотражение кооперативом в составе доходов для исчисления налога на прибыль за 2004 год денежных средств, полученных от участников членов кооператива на ремонт кровли, является обоснованным. Судом было установлено, что поступавшие в распоряжение от членов товарищества денежные средства носили строго целевую направленность, то есть исключались в силу статьи 251 НК РФ из налогооблагаемой базы.

Более подробно с вопросами, касающимися правовых основ деятельности товариществ собственников жилья, порядок создания и обеспечение его повседневной деятельности, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Товарищества собственников жилья».