Журнал "Учет в бюджетных учреждениях" № 12/2009

Шишлонова Л. П., налоговый консультант

В письме от 7 сентября 2009 г. № ММ-20-3/1313 специалисты ФНС России пояснили порядок учета операций по передаче имущества в казну Российской Федерации в целях налогообложения.

Чиновники причислили операцию к дарению

Любая безвозмездная передача имущества в пределах гражданских отношений рассматривается как дарение (п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ). По мнению налоговиков, так же следует воспринимать и операцию, при которой активы отдают без оплаты в казну.

Положениями Налогового кодекса РФ каких-либо особенностей в отношении операций по безвозмездной передаче — дарению имущества в казну Российской Федерации не установлено.

Поэтому специалисты ФНС России взялись самостоятельно прокомментировать данную ситуацию с точки зрения налогового учета.

Уточним, что речь идет о дарении имущества казне по собственному усмотрению (а не по распоряжению вышестоящего органа и т. п.). Хотя подобное решение все равно надо согласовать с распорядителем бюджетных средств.

Следовательно, у бюджетных учреждений указанная операция возможна только в рамках приносящей доход деятельности и в отношении передаваемых объектов, приобретенных за счет внебюджетных средств.

Нужно ли уплачивать налог на прибыль?

Чиновники отвечают на поставленный вопрос отрицательно. Свои выводы они аргументируют так. На основании статьи 247 Налогового кодекса РФ объектом обложения данным налогом признается прибыль (доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов), полученная налогоплательщиком.

При дарении (безвозмездной передаче) государственной казне имущества, принадлежащего юрлицу на праве собст-венности, не предполагается получение им каких-либо доходов от этой сделки. А при определении налоговой базы не учитывают расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходов, связанных с такой передачей (п. 16 ст. 270 Налогового кодекса РФ).

Итак, при безвозмездной передаче амортизируемого имущества учреждения не получат экономической выгоды. Поэтому налогооблагаемого дохода у них не возникает.

Расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, в составе налоговых расходов не учитывают.

А как быть с НДС?

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 146 Налогового кодекса РФ не признается объектом обложения НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам мест-ного самоуправления, а также бюджетным учреждениям.

Таким образом, в случае передачи движимого и недвижимого имущества его собственниками в федеральную собственность (в казну Российской Федерации) объекта обложения этим налогом не возникает. Не возникает объекта налогообложения и при передаче федерального имущества в оперативное управление федеральному государственному учреждению.

Операции за счет бюджетного источника

Любое перемещение активов в рамках бюджетной деятельности из казны Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований учреждениям или наоборот (от учреждений в казну) налогами не облагают. Основание — пункт 2 статьи 146, пункт 1, пункт 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ.