Автор: Панина Д. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Разработаны Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11(далее – Рекомендации по оплате – 2023). Что изменилось по сравнению с Рекомендациями по оплате – 2022 (Единые рекомендации, утвержденные Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 23.12.2022, протокол № 11)?

Рекомендации по оплате – 2023 учитываются Правительством РФ и органами власти при определении объемов финансового обеспечения деятельности учреждений, а также трехсторонними комиссиями при подготовке соглашений и рекомендаций по организации оплаты труда.

В рекомендациях приведены, в частности, принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, перечень норм и условий оплаты труда, а также определены особенности, касающиеся систем оплаты труда руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров, работников образовательных учреждений, учреждений в сфере культуры, физической культуры и спорта, учреждений ветеринарии.

Также разъяснен порядок оплаты труда при переводе работников физкультуры и спорта на должности педагогических работников с наименованиями «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель».

Что почти не изменилось?

Общие положения практически остались прежними. Серьезных корректировок нет в следующих разделах:

  • общие положения;

  • принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда;

  • перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

  • системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;

  • системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений;

  • системы оплаты труда руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров;

  • формирование фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях.

Основная корректировка, общая для всех вышеуказанных разделов, состоит в измененной ссылке на НПА при формировании системы оплаты.

Также отметим, что принцип обеспечения повышения уровня реального содержания зарплаты, на основе которого формируется система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на всех уровнях, дополнен новым условием. Повышение уровня зарплаты может быть обеспечено в том числе посредством индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, а также в связи с увеличением установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (пп. «е» п. 4) (здесь и далее в скобках ссылка на Рекомендации по оплате – 2023).

В установлении системы оплаты труда работников государственных учреждений субъектов РФ и муниципальных учреждений есть небольшие изменения, касающиеся рекомендаций органам государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Уточнен список методических рекомендаций, которые надо учитывать при разработке показателей эффективности деятельности подведомственных государственных (муниципальных) учреждений, их руководителей и работников. В том числе следует руководствоваться скорректированными приказами Минобрнауки России от 23.06.2021 № 525, Минпросвещения России от 29.09.2021 № 677 (с изменениями, внесенными Приказом Минпросвещения России от 11.05.2022 № 323).

Оплата труда работников сферы образования

С учетом фактического объема учебной нагрузки будет определяться размер стимулирующих выплат педагогическим работникам не только за ставку заработной платы, за наличие квалификационных категорий, но и за результаты работы (п. 36.5.3).

Если должности педагогических работников замещают лица, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, присвоенную на территории бывших республик СССР, то при установлении оплаты их труда имеющиеся квалификационные категории учитываются в течение срока, на который они были присвоены (установлены), но не более чем на пять лет. По истечении этого срока указанные лица имеют право пройти аттестацию, в том числе на высшую квалификационную категорию. Данное правило установлено для организаций, реализующих основные и дополнительные общеобразовательные программы и основные и дополнительные образовательные программы среднего профессионального образования (п. 36.5.7).

Было установлено, что для педагогических работников, замещающих должности профессорско-преподавательского состава, за единицу времени принимается академический или астрономический час согласно установленной величине зачетной единицы, используемой при реализации соответствующих образовательных программ. В новой редакции данное условие отсутствует. При расчете норм времени педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, 1 академический час учебной нагрузки принимается за 1 астрономический час рабочего времени (п. 36.6.3).

При применении п. 6.3 приложения 2 к Приказу Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601, в соответствии с которым формируется учебная нагрузка педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, контактная работа обучающихся с преподавателем в видах учебной деятельности определяется согласно п. 25–28 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245. Ранее данный раздел содержал ссылки и на другие НПА. В Рекомендациях по оплате – 2023 эти ссылки отсутствуют.

Также убран абзац, указывающий, что нормы времени по видам учебной деятельности, включаемым в учебную нагрузку профессорско-преподавательского состава, самостоятельно определяет организация и утверждает своим локальным нормативным актом (п. 36.6.4).

Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования пополнились новыми положениями.

Так, при переводе работников физкультурно-спортивных организаций с наименованием должности «тренер» на должности педагогических работников с наименованиями должности «тренер-преподаватель», «старший тренер-преподаватель» применяются соответствующие положения ч. 8 ст. 3 Федерального закона от 30.04.2021 № 127-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (п. 36.9).

Чтобы при оплате труда тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей, в том числе переведенных с должностей тренеров, не допустить снижения применяемых ранее по этим должностям выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера, рекомендовано использовать порядок и размеры таких выплат, предусмотренных по должности «тренер» разд. XII Рекомендаций по оплате – 2023. Данный раздел регулирует особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений физической культуры и спорта (п. 36.9.1). Кстати, этот раздел остался практически без изменений. Стоит отметить только одно дополнение: можно устанавливать единовременную стимулирующую выплату тренерам, осуществляющим или осуществлявшим спортивную подготовку спортсмена, в связи с заключением спортсменом договора (профессионального контракта) с профессиональным спортивным клубом и участием в профессиональных спортивных соревнованиях. Очевидно, речь идет о том, что правом установления выплаты обладают органы исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководители государственных (муниципальных) учреждений физической культуры и спорта.

Если при переводе тренеров на должности тренеров-преподавателей и старших тренеров-преподавателей объем должностных обязанностей остается прежним и сохраняется квалификация выполнения работ, то рекомендовано не допускать снижения общего размера их заработной платы по сравнению с зарплатой по ранее занимаемой должности (п. 36.9.2).

В случае, когда работник замещает должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, рекомендуется устанавливать ему оплату труда на уровне, предусмотренном НПА органов исполнительной власти субъектов РФ по должности «учитель» (п. 36.10).

Оплата труда работников учреждений здравоохранения

При установлении в пределах фонда оплаты труда стимулирующих выплат медработникам следует предусматривать выплаты за наставничество, а также за участие в практической подготовке обучающихся по основным профессиональным образовательным программам медицинского образования. Причем наставничество оплачивается только в отношении специалистов, завершивших обучение по программам высшего образования по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки».

Этот новый пп. ж п. 37Рекомендаций по оплате – 2023должны учитывать органы государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, руководители государственных и муниципальных учреждений здравоохранения при формировании систем оплаты труда.

Уточнено, что установление стимулирующих выплат работникам, оказывающим услуги беременным женщинам и их детям в возрасте до года (в том числе услуги по оказанию правовой, психологической и медико-социальной помощи), должны быть предусмотрены положением по оплате труда работников учреждения здравоохранения (обратите внимание!) за счет средств, направляемых на оплату указанных услуг, в соответствии с Приказом Минздрава России от 02.04.2020 № 266н (пп. «т» п. 37) Скорректируйте положения об оплате труда, если они составлялись до выхода данного приказа.

Оплата труда работников учреждений в сфере культуры

Остановимся на наиболее существенных корректировках этого направления.

Вот новые рекомендации по установлению и изменению систем оплаты труда работников для органов – учредителей федеральных государственных учреждений культуры, органов исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, руководителей государственных (муниципальных) учреждений в сфере культуры.

Увеличение фондов оплаты труда работников (в том числе при проведении индексации зарплаты) преимущественно следует направлять на увеличение размеров окладов (пп. «в» п. 38).

Второе дополнение касается работников, которые считаются творческими в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей таких работников. Перечни утверждаются Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В ТК РФ внесены изменения (Федеральный закон от 04.11.2022 № 434-ФЗ), согласно которым должно быть оплачено время, в течение которого эти работники по инициативе работодателя либо по причинам, не зависящим от воли сторон, не участвуют в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступают. Размер и порядок оплаты такого времени могут быть установлены коллективным договором, ЛНА, трудовым договором. Однако такая оплата должна быть не менее тарифной ставки, оклада (должностного оклада) творческого работника с компенсационными и стимулирующими надбавками, не связанными с участием в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или выступлением, рассчитанными пропорционально указанному времени. И еще такая оплата должна быть не ниже МРОТ, рассчитанного пропорционально указанному времени.

Если творческий работник не участвует в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений или не выступает по своей инициативе, то порядок оплаты такого времени устанавливается внутренними документами организации (пп. «д» п. 38).

Появилось условие об установлении условий оплаты труда руководителю учреждения культуры. Учредителю следует обеспечить непревышение предельного уровня (предусмотрен ч. 2 ст. 145 ТК РФ) соотношения среднемесячной зарплаты(в случае выполнения всех показателей эффективности деятельности учреждения культуры и работы его руководителя) и получения стимулирующих выплат в максимальном размере (пп. «е» п. 38). Условие введено в целях недопущения необоснованной дифференциации в зарплате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и работников.

Оплата труда работников учреждений ветеринарии

Многочисленные изменения в рекомендациях по установлению доли выплат по окладам в структуре зарплаты, по стимулирующим выплатам, по сути, стилистические.

По-прежнему при принятии НПА, регулирующих условия оплаты труда работников госучреждений ветеринарии, органам-учредителям рекомендуется обеспечить долю выплат по окладам (должностным окладам) в структуре заработной платы не ниже 60% (без учета выплат компенсационного характера) (пп. «б» п. 40).

Стимулирующие выплаты рекомендовано производить за достижение работниками конкретных результатов (по итогам календарного периода, а также за выполнение важных и особо важных заданий). Такие выплаты производятся на основе объективных критериев с учетом специфики и условий работы. Критерии отражаются в НПА субъектов РФ, локальных нормативных актах госучреждений, коллективных и трудовых договорах (дополнительных соглашениях к трудовым договорам) с работниками учреждений (пп. «в» п. 40).

Прочие постоянные выплаты, не влияющие на качество и результат работ (кроме выплат компенсационного характера), рекомендуется включать в оклад (должностной оклад) (пп. «е» п. 40).

Также при формировании систем оплаты труда рекомендовано предусмотреть единовременную выплату выпускникам образовательных организаций, трудоустроившимся в государственные учреждения ветеринарии. Обратите внимание на то, что ранее такую выплату устанавливали только выпускникам, устроившимся в госучреждения Дальневосточного федерального округа (пп. «н» п. 40).