Елисова И. Н., ведущий эксперт журнала «Учет в производстве»

Опубликовано в журнале «Учет в производстве» № 11, ноябрь 2010 г.

Предприятие выплачивает магазину определенную сумму за то, что он размещает продукцию поставщика на видном месте. Финансисты рассматривают оплату таких услуг как нормируемые рекламные расходы (письмо от 12 августа 2010 г. № 03-03-06/1/542). Однако такое мнение не бесспорно…

Чиновники рассматривают расходы как рекламные

Суммы, которые поставщики выплачивают магазинам за выгодное размещение продукции, Минфин России рассматривает как рекламные затраты (письмо от 12 августа 2010 г. № 03-03-06/1/542). Надо сказать, что такую же точку зрения финансисты высказывали и ранее (письма от 2 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/244, от 30 января 2008 г. № 03-03-06/1/57).

Рекламные расходы, как указано в подпункте 28 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, включаются в состав прочих.

Причем, как следует из пункта 4 этой статьи, расходы на выкладку продукции считаются нормируемыми. Иначе говоря, в целях налогообложения прибыли данные суммы принимаются в размере, не превышающем 1 процента выручки от реализации, определяемой в соответствии со статьей 249 Налогового кодекса РФ.

Разделяют такое мнение и некоторые арбитры (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 17 декабря 2007 г. № Ф09-10398/07-С3).

Арбитры допускают и иные варианты учета затрат

Однако в арбитражной практике есть решения, в которых суды высказывают другую точку зрения. Она строится на том, что оплату услуг магазина за то, что он размещает продукцию поставщика на видном месте, нельзя считать рекламой. Но прежде чем согласиться с такой точкой зрения (или опровергнуть ее), обратимся к определению рекламы, приведенному в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Другими словами, реклама должна содержать в себе сведения о товаре. А выкладка продукции предполагает ее размещение в местах продажи. Никаких дополнительных сведений в результате такой выкладки продукции покупатель не получает.

Поэтому выкладка продукции, являясь составной частью процесса реализации, не может рассматриваться как услуга по рекламе.

Получается, услуги по выкладке продукции, которые поставщик оплачивает магазину, следует учитывать в целях налогообложения прибыли в составе прочих в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. К такому заключению пришли судьи в постановлении ФАС Центрального округа от 4 декабря 2008 г. № А35-6838/07-С21, в решении Арбитражного суда Московской области от 24 ноября 2008 г. № А41-1899/08.

А вот если в состав услуг магазина входит оформление мест продаж рекламными материалами (плакатами, брошюрами, листовками), расходы именно на эти услуги можно считать рекламными. Однако в целях налогообложения прибыли затраты на оформление витрин учитываются в полном объеме (п. 4 ст. 264 Налогового кодекса РФ).

Важно запомнить

Если предприятие выплачивает магазину деньги за то, что он размещает продукцию в наиболее выгодном с точки зрения продаж месте, такие расходы можно рассматривать как рекламные. Именно такой вариант учета предлагают финансисты. Однако есть аргументы за то, чтобы признавать эти затраты в составе прочих. И в этом случае не нормировать их с точки зрения налогообложения. Однако при таком варианте следует быть готовым к налоговым спорам.