И. Голосов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Участие в выставке или ярмарке – это отличная возможность для компании продемонстрировать свою продукцию, а заодно ознакомиться с ассортиментом конкурентов. Правда, радость от такого «выхода в свет» могут значительно омрачить последствия неправильного учета связанных с ним расходов.

Согласно пункту 1.3 Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, одобренной правительством на заседании от 29 марта 2001 года, под выставками и ярмарками следует понимать рыночные мероприятия, на которых организации (экспоненты) представляют на основе выставочных образцов производимые ими товары и услуги с целью изучения конъюнктуры рынка и содействия их сбыту.

При этом рассматриваемые мероприятия несколько отличаются друг от друга. Так, участие в ярмарке предполагает не только представление производимых предприятием товаров, работ или услуг для ознакомления с ними потенциальных потребителей, но и продажу готовой продукции. Выставки же, как правило, ограничиваются лишь знакомством с самой компанией, ее деятельностью, и с предлагаемым ею продуктом.

Участие в подобных мероприятиях имеет как свои положительные, так и отрицательные моменты. Безусловным плюсом для компаний будет знакомство с продукцией конкурентов, поскольку «врага надо знать в лицо». Кроме того, организация сможет привлечь новых клиентов, инвесторов, изучить современные тенденции рынка. Главным же минусом такого «выхода в свет» является неразбериха в налогообложении затрат на участие в выставках и ярмарках. Попробуем разобраться.

«Прибыльная» арифметика

Расходы на участие в выставках весьма разнообразны. Как правило, они включают в себя взнос за участие в мероприятии, аренду выставочной площади, оборудования (например, стендов), а также изготовление полиграфической продукции, содержащей информацию о самой фирме. Однако компания может нести и дополнительные затраты, например, на проведение рекламных акций, изготовление или закупку призов и сувениров.

Все эти затраты организация, безусловно, пожелает учесть при расчете налога на прибыль, тем более что подпунктом 28 пункта 1 и пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса разрешается отнести средства, потраченные на участие в выставках и ярмарках, к рекламным расходам и учесть их в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией.

Следует отметить, что все рекламные затраты делятся на нормируемые, которые уменьшают налогооблагаемую прибыль в пределах 1 процента выручки от реализации, и ненормируемые, то есть те, которые учитываются при расчете «прибыльного» налога в полном объеме. Что касается расходов на участие в выставках и ярмарках, то их Налоговый кодекс предлагает считать ненормируемыми. При этом главный налоговый закон гласит, что к таковым следует относить:

– расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях;

– затраты на оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов и демонстрационных залов,

– расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания, или о самой организации,

– средства, израсходованные на уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Более детального определения, что же конкретно следует понимать, например, под затратами на оформление витрин или расходами на участие в выставке, Кодекс не содержит. Между тем перечень статей расходов фирмы на участие в «выставочных» мероприятиях может быть поистине огромным и содержать в себе самые различные направления расходования денежных средств.

Поэтому у компании вполне резонно возникает вопрос: какие затраты куда относить? Вот здесь-то и начинается неразбериха. Дело в том, что налоговики, воспользовавшись отсутствием конкретного перечня расходов на участие в выставках и ярмарках, которые можно учесть в полной сумме, посчитали, что к таковым относятся лишь затраты, имеющие непосредственное отношение к организации мероприятия, а именно, оплата вступительных взносов, разрешений и т. п. (письмо Минфина от 19 ноября 2004 г. № 26-12/74944).

Вполне понятно, что данное заявление существенно ограничивает состав ненормируемых «выставочных» расходов. Однако компания может с мнением налоговиков и не согласиться. Правда при таком варианте развития событий отстаивать свою точку зрения, скорее всего, придется в суде.

Здесь «верой и правдой» налогоплательщику послужит уже существующая судебная практика, где арбитры в большинстве своем встают на сторону организаций. Как правило, судьи указывают, что ни статья 264 Кодекса, ни иные нормы действующего законодательства не раскрывают перечень затрат, включаемых в расходы на участие в выставках, ярмарках, экспозициях. Кроме того, указанные документы не разъясняют и того, что именно понимается под оформлением витрин, выставок-продаж, демонстрационных залов. Исходя из всего изложенного, судьи приходят к выводу, что при уменьшении налогооблагаемой прибыли на сумму подобных трат налогоплательщику целесообразно руководствоваться фактическим использованием тех или иных предметов в указанных целях.

На основании этих выводов арбитры разрешают учитывать в полном объеме следующие виды рекламных расходов:

– затраты на изготовление форменной одежды с логотипом, в которую будут «облачены» сотрудники компании во время проведения выставки (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13 января 2005 г. № А43-1729/2004-32-152);

– расходы на услуги сторонней организации по оформлению витрин и завозу продукции на выставку (постановление ФАС Поволжского округа от 2 марта 2006 г. № А55-11685/2005);

– стоимость продукции, переданной производителем торговым организациям для участия в выставках (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2006 г. № А26-5845/2005-216).

А вот затраты на приобретение или изготовление сувенирной продукции, раздаваемой в процессе проведения выставки, судьи чаще всего признают нормируемыми (постановление ФАС Уральского округа от 12 января 2006 г. № Ф09-5996/05-С2).

Нужно отметить, что отнюдь не всегда расходы на участие в выставках и ярмарках следует считать рекламными. Иногда подобные затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе совсем других расходов.

Если не рекламные расходы, то что тогда?

Бывают ситуации, когда выставка, в которой принимает участие организация, проходит в другом городе или даже в другой стране. В таком случае работодатель оформляет тем сотрудникам, которые едут представлять его на мероприятии, командировку. При этом затраты представителей компании рекламными признать не удастся. Однако они по-прежнему будут снижать величину налогооблагаемой прибыли, только уже как командировочные расходы (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК). На этот факт указали столичные налоговики в письме от 17 апреля 2003 года № 23-10/4/21317. При этом совершенно не важно, станет ли фирма выставлять свою продукцию или же просто едет, что называется, «на других посмотреть».

Не следует относить произведенные в связи с участием в выставке расходы к рекламным и в том случае, когда фирма непосредственно специализируется на проведении подобных мероприятий, иными словами, когда деятельность по организации выставок и ярмарок является ее основной деятельностью. В этом случае все понесенные затраты рассматриваются как обычные расходы, связанные с деятельностью организации, и учитываются в целях исчисления «прибыльного» налога в соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса (письмо Минфина от 13 апреля 2009 г. № 03-03-06/1/235)