Журнал "Практическая бухгалтерия"  

Налоговая не дает покоя? Придирается по мелочам? Отношения совсем испортились? Пора менять «прописку».

Непрекращаемые споры с инспекторами и безумные очереди в налоговой – кредо жизни бухгалтеров. Периодически возникает неуемное желание изменить своей «родной» инспекции. В наше время это возможно... Надо всего лишь поменять юридический адрес фирмы. Ведь только он служит основанием для выбора обслуживающей налоговой. По идее, юридический и фактический (почтовый) адреса должны совпадать. Однако в жизни такое происходит редко. Налоговики не следят за подобным нарушением и не штрафуют... потому что санкций нет. Почему нет санкций? Да потому, что термин «фактическое местонахождение организации» – это всего лишь профессиональный сленг. В законодательстве его нет. Следовательно, и оштрафовать не за что.

Инспекторам важно знать действительное местоположение офиса, чтобы они безошибочно могли нагрянуть с проверкой. Вот если вы ей сообщите его неправильный адрес, фирма заплатит штраф 500 рублей за «непредставление сведений (информации)» (ст. 19.7

КоАП РФ). Все это дает возможность организации сменить инспекцию, не меняя фактического адреса. Ведь переезд может быть лишь документальным. Отметим, что только сменой «налоговой прописки» это не обойдется. Предстоит еще встать на учет в новые территориальные отделения ФСС, ФОМС, ПФР.

Мигрируем в спокойные края

«Найти» новый юридический адрес вы можете по-разному. Рассмотрим варианты.

Вариант 1 «легкий, но дорогой». Фирма покупает нужный юридический адрес. Продавцами являются многочисленные юридические фирмы, найти которые через Интернет проще простого (достаточно открыть Rambler и набрать в строке поиска «продажа юридических адресов»). У них есть целая база компаний и учреждений, предоставляющих подобные адреса. Типичный пример: у научно-исследовательского института есть огромное помещение. Оно условно делится на участки по 6 квадратных метров, каждый из которых отдельно сдается в аренду. Иными словами, фактически одну и ту же комнату, согласно документам, арендуют десятки фирм. По этому поводу ведут даже специальные реестры, кто и где условно поселился.

В Москве за сам адрес придется заплатить от 100 долларов. Обратите внимание: это цена договора аренды или договора о сотрудничестве, который действует определенный срок. Обычно он не превышает полугодия. По прошествии этого времени аренду надо продлить. Хотя делать это в срочном порядке не обязательно. Контролеры такое не отслеживают. Прекращение договора может «всплыть», когда фирма обратится в инспекцию за совершением каких-то юридических действий: изменением учредительных документов, получением свидетельства и др. Тогда фирму, вероятно, обяжут принести копию нового договора.

У юридических контор есть целый прайс-лист по «сервисному обслуживанию». Так, подготовка необходимого пакета документов для регистрации изменений обойдется где-то в 10 000 рублей. Бухгалтеру останется только посещать инспекцию. Если вы хотите полностью оградить себя от забот с новым юридическим адресом (услуга называется «адрес “под ключ”»), сумма возрастет примерно вдвое. Время его готовности – один-два месяца. Заметим, госпошлину 2000 рублей и стоимость нотариальных услуг зачастую не включают в «стоимость адреса» и, как следствие, фирму вынуждают нести незапланированные расходы. Поэтому рекомендуем эти нюансы оговорить отдельно.

Вариант 2 «трудный, но дешевый». Коммерсант сам ищет юридический адрес. Как это обычно делают? Если нет дружественных компаний, которые смогли бы формально сдать помещение (или даже его часть) в аренду, подходящие предложения ищут через газеты бесплатных объявлений и Интернет.

Вариант 3 «экстремальный». Фирму регистрируют на домашний адрес одного из работников или знакомых. Хоть этот вариант и противозаконный, он на сегодняшний день широко распространен. Причина проста: адрес не надо покупать, вероятность наступления ответственности очень мала, да и сами санкции невелики – штраф 5000 рублей за «предоставление недостоверных сведений о юридическом лице» (ст. 14.25 КоАП РФ). Правда, иногда налоговики пытаются ликвидировать организации с разными адресами. Но попытками обычно все и заканчивается. Если фирма уплачивает налоги и сдает отчетность, арбитражный суд ее не закроет (см., например, постановление ФАС Московского округа от 24 февраля 2002 г. по делу № КА-А40/2605-02).

Заметим, что статья 288

Гражданского кодекса запрещает гражданам «поселять» у себя юридические лица: «Гражданин – собственник жилого помещения может использовать его для личного проживания и проживания членов его семьи». Поэтому в своем заявлении в поле «Адрес (место нахождения)» фирмы часто указывают вместо номеров квартир («кв.») номера комнат («комн.»). Дабы не вызывать лишних подозрений у налоговиков.

Но прежде пройдем Голгофу

Итак, вы решили сменить налоговую инспекцию самостоятельно. Без помощи юридических контор. Несмотря на то что в законе о госрегистрации (Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ) весь процесс смены юридического адреса выглядит гладко, в жизни все далеко не так. Дело это хлопотное, отнимает от полутора до двух месяцев. Так что запаситесь терпением.

Формально процедура смены налоговой инспекции следующая. Из-за изменения адреса фирмы корректируют ее устав. А это, как известно, нужно зарегистрировать в налоговой. Чтобы это сделать, представьте туда:

  • заявление (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439);
  • решение или протокол собрания учредителей о внесении изменений;
  • новую редакцию устава (с учетом изменений);
  • документ об уплате госпошлины в сумме 2000 рублей.

Взамен вам дадут расписку об их получении. Отметим, что вышеуказанные документы, за исключением последнего, предварительно визируют у нотариуса. На все про все налоговикам отводится пять рабочих дней со дня получения ими всех бумаг. Однако на самом же деле это занимает одну-две недели. По окончании этого времени вам дадут свидетельство о том, что изменения в госреестр благополучно внесены.

На его основании налоговая не позднее следующего дня выписывает фирму и выдает ей об этом информационное письмо. Далее регистрационное дело пересылается вместе с копией свидетельства о регистрации и выпиской из госреестра в налоговую инспекцию по новому адресу. Постановка на учет должна быть оформлена уже на следующий рабочий день после получения выписки.

Но это не все. Бухгалтера ждет еще второй круг испытаний. Все документы, где фигурировал старый адрес, организации надо получать снова: новое свидетельство о КПП, новые коды статистики (хотя сами коды останутся прежними), свидетельство об ИНН, даже банковскую карточку придется сменить. В них будет указан новый юридический адрес организации.

И в заключение буквально пару слов о внебюджетных фондах. Как уже было сказано, эпопея со сменой юридического адреса затронет и их. Перечень нужных им документов примерно таков: свидетельство о КПП, коды статистики, свидетельство о регистрации изменений адреса и заявление. Но его желательно уточнить по телефону.

внимание

Снимаясь с учета в прежней налоговой инспекции, будьте готовы к проверкам. Конечно, нет стопроцентной вероятности, что вы попадете в план выездных проверок. Но уж сверку расчетов с бюджетом налоговики сделают точно. Так что, если у вас с учетом не все в порядке, «переезд» лучше отложить до лучших времен.

Ю. Духно, эксперт ПБ
Материал предоставлен журналом «Практическая бухгалтерия», №4 2004 г.