Газета "Учет. Налоги. Право" № 30/2011

Идея № 1. Перевести работников на вахтовый метод и сэкономить взносы

Принимая на работу иногородних сотрудников, компании нередко обеспечивают их жильем за свой счет. Такое условие стороны закрепляют в трудовом договоре. С правомерностью учета расходов на оплату жилья работникам при расчете налога на прибыль чиновники не спорят. А вот НДФЛ с таких доходов и страховые взносы налоговики и специалисты фондов требуют платить.

Однако есть способ оформить отношения так, что страховые взносы компании платить не потребуется. Для этого достаточно перевести сотрудников, имеющих постоянную регистрацию в другом городе, на вахтовый метод работы (ст. 297, 302 ТК РФ). Причем такой способ работы не ограничен только необжитыми районами, он возможен и в крупных городах (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.04.09 № Ф04-2173/2009(4387-А81-26)).

Суть экономии в том, что при вахтовом методе обязанность обеспечить сотрудника жильем или компенсировать ему расходы на проживание прямо возложена на компанию-работодателя. А такие выплаты освобождены и от НДФЛ (это выгодно и работнику), и от страховых взносов в фонды (п. 3 ст. 217 НК РФ, подп. «и» п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ). Не спорят с этим и чиновники (письма Минфина России от 30.06.11 № 03-03-06/1/384, Минздравсоцразвития России от 27.02.10 № 406-19).

Но при таком способе постоянное место проживания сотрудника должно отличаться от места работы. То есть у сотрудника не должно быть возможности ежедневно возвращаться домой.

Идея № 2. Разбить работы на два этапа, чтобы сразу списать расходы на ремонт

Налоговики на местах уверены, что ремонт основных средств, приобретенных в нерабочем состоянии, увеличивает их первоначальную стоимость. Ведь в нее входят затраты на приведение имущества в состояние, пригодное для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ, п. 24 , 32 Методических указаний, утв. приказом Минфина России от 13.10.03 № 91н). А раз объект приобретен с дефектами, то без исправлений основным средством не станет. В этом инспекторов поддерживают и судьи (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.06.11 № Ф03-2515/2011).

Однако можно снизить издержки, если разбить договор с подрядчиком на две части.

В первую очередь будут выполнены те работы, без которых действительно невозможно использовать объект. Эти затраты увеличат стоимость оборудования. После завершения работ компания подпишет с подрядчиком акт приема-передачи ОС-1 и введет технику в эксплуатацию. После этого выполняются все оставшиеся ремонтные работы (второй этап). К примеру, замена действующих, но уже изношенных деталей на более новые. А это уже расходы по улучшению состояния основных средств.

Главное, чтобы они подпадали под понятие ремонта, а не модернизации.

В результате такого дробления получится списать часть затрат сразу, а не через амортизацию. Кроме того, уменьшится налог на имущество за счет более низкой первоначальной стоимости. Но, чтобы инспекция не заподозрила схему, безопаснее развести работы первого и второго этапов во времени.

Подготовлено в сотрудничестве с журналом «Практическое налоговое планирование»