Татьяна Четвергова, ведущий эксперт по вопросам бухгалтерского учёта и налогообложения
компании «Что Делать Консалт»

Журнал "Что делать обозрение" № 7/2016

Изменения в первую часть Налогового кодекса РФ, внесённые Федеральным законом от 01.05.2016 №130-ФЗ (далее ‒ Закон № 130-ФЗ), направлены на улучшение налогового администрирования и мониторинга, электронного документооборота и обжалования актов налоговиков. В статье подробно остановимся на каждом, установленном Законом № 130-ФЗ, нововведении.

Установлен иной порядок вступления в силу новых форм налоговой отчётности

Ранее, когда в период отчётной кампании утверждались новые формы налоговой отчётности, у налогоплательщиков возникал вопрос: по какой форме сдавать налоговую отчётность ‒ старой или новой? Теперь данный вопрос решён.

Согласно новой редакции Налогового кодекса РФ нормативные правовые акты, предусматривающие утверждение новых форм (форматов) налоговых деклараций (расчётов) или внесение изменений в действующие формы (форматы) налоговых деклараций (расчётов), вступают в силу не ранее чем по истечении двух месяцев со дня их официального опубликования (п. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона № 130-ФЗ). Соответствующие изменения внесены в пункт 5 статью 5 НК РФ. Причём эти изменения уже действуют со 2 июня 2016 года и направлены на улучшение положения налогоплательщика, так как он успеет подготовиться: проанализирует изменения, «обновит» бухгалтерскую программу и т. д.

Нужно отметить, что до вступления в силу Закона № 130-ФЗ действовал иной порядок, который часто вызывал споры с налоговыми органами. Согласно позиции ВАС РФ порядок вступления в силу нормативных актов должен был определяться в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.1996 № 763 (Решение ВАС РФ от 28.07.2011 № ВАС-8096/11). А именно: нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу. И если в самом акте не была установлена дата вступления в силу, то было не понятно, нужно ли применять новую форму отчёта с нового отчётного периода или она применима уже в текущем периоде?

Получалось так, что часть налогоплательщиков отчитывались по старой форме, а часть уже по новой. Например, Приказ ФНС России от 26.02.2016 № ММВ-7-3/99@ «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, порядка её заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощённой системы налогообложения, в электронной форме» был опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 30 марта 2016 года. Документ начал действовать 10 апреля 2016 года. По новым правилам её применение отложилось бы практически до июня месяца. И у налогоплательщика было бы два месяца для подготовки к сдаче отчётности по новым формам (форматам).

Порядок вступления в силу актов Правительства РФ о налогах и сборах

Уточнены правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Благодаря Закону № 130-ФЗ теперь положения ст. 5 Налогового кодекса РФ распространяются и на нормативные правовые акты о налогах и сборах Правительства РФ. Комментируемая статья определяет момент вступления в силу актов налогового законодательства.

Хотя прежняя редакция ст. 5 Налогового кодекса РФ на акты Правительства РФ не распространялась (Письмо Минфина России от 17.09.2015 № 03-03-06/1/53537). При этом специалисты финансового ведомства в более ранних своих письмах указывали на возможность применения норм указанной статьи и в отношении таких актов (письма Минфина России от 18.12.2014 № 03-07-11/65643, от 18.09.2014 № 03-07- 15/46850).

Казус применения данной нормы рассмотрим на примере. В Письме от 18.09.2014 № 03-07-15/46850 рассмотрен спор о вступлении в силу Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 № 735, которое вносило изменения в Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 о формах и правилах заполнения (ведения) документов, используемых при расчётах по НДС. Согласно п. 6 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 должно было вступить в силу по истечении семи дней после дня его официального опубликования. Поскольку оно было размещено на официальном интернет-портале правовой информации 6 августа 2014 года, то применять его необходимо было с 14 августа 2014 года. В соответствии с разъяснениями Минфина России нормы Постановления Правительства РФ от 30.07.2014 № 735 следует применять по правилам ст. 5 НК РФ ‒ с 1 октября 2014 года. Теперь позиция финансового ведомства согласуется с Налоговым кодексом РФ.

Жалоба в вышестоящий налоговый орган в электронной форме

Ещё одно нововведение, которое упрощает процесс взаимодействия с налоговыми органами. Теперь и жалобу в вышестоящий налоговый орган можно подать в электронной форме. Сделать это возможно через личный кабинет налогоплательщика или по телекоммуникационным каналам связи (п. 1 ст. 139.2 НК РФ). Кроме того, разрешается выбрать, каким способом должно быть отправлено решение по жалобе (пп. 6 п. 2 ст. 139.2 НК РФ). Форматы и порядок представления жалобы в электронной форме будет утверждать ФНС России. В соответствии со ст. ст. 137 и 138 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, такие акты, действия или бездействие нарушают его права, в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

На сайте nalog.ru существует интересный интернет-сервис «Решения по жалобам», который создан в целях предоставления информации о результатах рассмотрения Федеральной налоговой службой жалоб (обращений) налогоплательщиков. Как сообщается в Информации Федеральной налоговой службы от 05.05.2016, теперь этот сервис стал более удобен. Для удобства пользователей решение налогового органа выкладывается в виде краткой правовой позиции, а также полного текста решения. Решения по жалобам теперь содержат номер документа и наименование налогового органа, вынесшего решение. Это даёт налогоплательщикам возможность ссылаться на конкретные решения налоговых органов при обжаловании ненормативных актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц в досудебном и судебном порядке.

Запрошенные налоговиками документы разрешено передавать в виде скан-образов

Порядок представления в налоговый орган документов, истребуемых налоговиками при проведении налоговых проверок, изменён. Так, согласно п. 2 ст. 93 НК РФ в редакции Закона № 130-ФЗ, вступившей в силу 2 июня 2016 года, запрошенные налоговиками документы, составленные на бумажном носителе, разрешено передавать в виде скан-образов. Для этого истребуемые документы, составленные на бумажном носителе, преобразуются в электронную форму путем сканирования с сохранением их реквизитов. Передача скан-образов производится по форматам, установленным ФНС России, по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. При этом налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов вправе направить в налоговый орган скан-образы не любых документов, а только перечисленных в приказе ФНС России от 29.06.2012 № ММВ-7-6/465@ (Письмо ФНС России от 09.02.2016 № ЕД-4-2/1984@).

У налоговиков появилось ещё одно основание для блокировки счёта налогоплательщиков

Теперь, как только у налогоплательщика появляется обязанность взаимодействовать с налоговыми органами путём электронного обмена в соответствии с п. 3 ст. 80 НК РФ, он должен заключить договор с оператором электронного документооборота на оказание услуг по обеспечению электронного документооборота. При этом теперь установлено ограничение по срокам. Сделать это необходимо в срок не позднее 10 дней (рабочих дней ‒ п. 6 ст. 6.1 НК РФ) со дня возникновения оснований для отнесения лица к одной из категорий налогоплательщиков, обязанных представлять налоговые декларации (расчёты) в электронной форме.

Прежняя редакция Налогового кодекса РФ такой срок не устанавливала. Указанное изменение вносится в п. 5.1 ст. 23 НК РФ и вводится в действие с 1 июля 2016 года. Также в новой редакции п. 5.1 ст. 23 НК РФ определены обстоятельства, свидетельствующие об исполнении указанной обязанности. Это наличие у налогоплательщика договора с оператором на оказание услуг электронного документооборота или о передаче прав на использование программного обеспечения, предназначенного для обеспечения электронного документооборота, с инспекцией по месту учёта этого налогоплательщика и квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи.

В случае если документы получают через уполномоченного представителя организации, названный договор и квалифицированный сертификат ключа проверки ЭП должен быть именно у него. Причём в инспекции также должны быть документы, подтверждающие полномочия уполномоченного представителя, которые нужно представить им в течение трёх дней с того дня, как ему были делегированы соответствующие полномочия.

Если у налогоплательщика появилась обязанность по обеспечению получения от налогового органа по месту её нахождения документов в электронной форме по ТКС, а он её не исполнил, то налоговики в течение 10 дней со дня установления факта неисполнения обязанности налогоплательщиком-организацией «заморозят» счёт в банке. При допущении такого нарушения с 1 июля 2016 года в соответствии с пп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может принять решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств также. Решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов его электронных денежных средств налоговый орган отменяет в срок не позднее одного дня, следующего за днём исполнения налогоплательщиком-организацией обязанности (пп. 1.1 п. 3.1 ст. 76 НК РФ).

В данной статье мы частично осветили изменения, которые были внесены в часть первую Налогового кодекса РФ.
Данные изменения могут существенно повлиять на взаимодействие налогоплательщиков с налоговыми органами. Поэтому их необходимо знать. Наиболее полную инфор
мацию о нововведениях вы можете найти в СПС КонсультантПлюс.

Консультант Плюс, сборник консультаций по Законодательству РФ