Михаил Шкловский, партнер юридической компании LexProf

Источник: РБК

С началом кризиса возросло количество проверок бизнеса со стороны налоговых органов — государству требуется все больше денег в условиях падения нефтяных цен. Как минимизировать риски общения с налоговиками?

Все проверки делятся на камеральные и выездные. В ходе первых изучаются налоговые декларации и прочие документы фирмы на наличие ошибок. При выездных в офисе компании проверяется исчисление и своевременность уплаты налогов в пределах трех лет.

Как правило, наиболее серьезные последствия влекут выездные проверки. Они проводятся по плану, который разрабатывается на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@). К критериям, повышающим риск попадания предприятия в этот план, относится уплата налогов в меньшем размере, чем в среднем по отрасли, постоянные убытки, требование налоговых вычетов, низкая заработная плата сотрудников и т.п. Впрочем, попасть в план могут любые организации.

Ошибки бизнеса

Типичная ошибка — предоставление излишних либо непредставление документов. Нередко требование инспекторов сформулировано в стиле «мы сами не знаем, что мы хотим у вас попросить, поэтому дайте все, что есть». И зачастую налоговый орган придумывает новые основания для привлечения к ответственности, используя предоставленные документы. Поэтому к их передаче надо подходить аккуратно. С одной стороны, чтобы не попасть под ответственность за непредставление документов (штраф 200 руб. за каждый документ). С другой, чтобы не передать инспектору сведения, которые тот прямо не требует, но на их основании у него могут появиться новые идеи (а они всегда не в пользу бизнеса).

Другая ошибка — указание в возражении на акт выездной налоговой проверки всех ошибок, допущенных инспекторами. В этом случае они могут проводить дополнительные мероприятия, чтобы исправить свои недостатки. В возражениях лучше указать общие доводы, а существенные недочеты приберечь на оспаривание решения налогового органа в суде.

К исключениям относятся серьезные ошибки, которые налоговики в дальнейшем не смогут исправить. К примеру, в нашей практике был случай, когда во время выездной проверки инспекция получила объяснения от ряда свидетелей. В возражениях на акт компания обратила внимание на то, что фактически свидетелям задавались некорректные вопросы, ответы на которые не могут подтвердить претензии налогового органа. Последний назначил дополнительные мероприятия и передопросил свидетелей, задав вопросы с учетом возражений бизнеса.

Отсутствие ответственного за предоставление документов и информации лица, а также отсутствие алгоритма действий сотрудников при общении с налоговиками — еще одна характерная ошибка. Например, иногда сотрудники по одной и той же операции или сделке могут дать разные, противоречивые сведения.Общение с инспектором, который может оказывать психологическое давление, для неподготовленного человека — это стресс. Реакцией на это могут быть некорректные объяснения по легальной операции, чем в дальнейшем может воспользоваться налоговик.

Так, у одного нашего клиента во время опроса персонала об операции, осуществленной два года назад, работники дали разные пояснения. На этом основании налоговый орган сделал вывод о ее фиктивности.Предотвратить подобное развитие событий можно, заранее проведя разъяснительную работу с персоналом. Желательно разработать и раздать памятку, в которой подробно прописать действия сотрудников в подобных ситуациях. Руководителю стоит заранее определить лицо, которое будет ответственным за передачу документов и предоставление информации налоговикам. Им может быть главный бухгалтер, юрист компании или другое лицо, владеющее ситуацией.

Ошибки налоговиков

К счастью, ошибаются не только предприниматели, но и сами налоговики. Наш совет компаниям — больше обращать внимания на существенные процедурные ошибки инспекторов, которые могут повлечь отмену решения по налоговой проверке. Они могут быть самыми разными.

Например, если налоговики не дали бизнесу ознакомиться и объясниться по материалам проверки. Это может стать причиной неверных выводов налогового органа, что является существенным нарушением в проведении проверки. По этой причине в споре Московского научно-производственного объединения «СПЕКТР» с инспекцией ее решение было отменено судом (Постановление АС МО от 09.02.15 № Ф05-16883/2014).

Налоговики не вручили компании акт камеральной проверки и уведомление о рассмотрении ее материалов. Тем самым проверяющие нарушили пункт 5 статьи 100 НК РФ, согласно которому акт налоговой проверки в течение пяти дней нужно вручить представителю компании под расписку или передать иным способом. У контролеров не было ни уведомления о вручении почтовой корреспонденции, ни самого конверта заказного письма. Из-за этого в противостоянии новосибирского ООО «Малевич» и местных налоговиков решение последних было отменено судом (Постановление ФАС ЗСО от 17.07.14 № А45-20696/2013).

Налоговый орган не допустил представителя ИП к материалам налоговой проверки. Так, Арбитражный суд Иркутской области, рассмотрев заявление индивидуального предпринимателя ИП Петрушина С.П о неправомерном действии местных фискалов, отменил их решение (Постановление ФАС ВСО от 28.05.14 № А19-10260/2013).

В решении по проверке указаны новые основания для доначисления налогов, не приведенные в акте, а суммы доначислений превышают прежние. По этим причинам московская «Фабрика–прачечная N 19», не согласная с результатом проверяющих, отправилась в суд защищать свои интересы и сделала это с успехом. (Постановление ФАС МО от 11.12.13 № Ф05-15400/2013)

К акту проверки не приложены документы, на основании которых сделан вывод о совершении налогового правонарушения (выписки по расчетному счету общества, протоколы допросов). В акте налоговики должны были указать, откуда возникла налоговая недоимка и обязательно приложить нужные документы. Иначе выводы контролеров являются бездоказательными. Это существенное нарушение, что подтверждается судебной практикой. По этой причине ГБУ «Доринвест» в Арбитражном суде города Москвы смогло признать недействительным решение налоговой инспекции (Постановление ФАС МО от 03.06.14 № Ф05-5185/201).

В общем бизнесу необходимо готовиться к налоговым проверкам заранее. Особенно если организация соответствует критериям, привлекающим повышенное внимание налоговиков. Необходимо убедиться, что все сотрудники понимают, как себя вести в случае, если налоговый орган начнет их допрашивать, в том числе с применением давления. Во время проверки не стоит помогать налоговикам — давать те документы, о которых инспектор четко не попросил, указывать в возражениях на акт проверки те ошибки, которые налоговый орган может исправить, назначив дополнительные мероприятия. Кроме того, имеет смысл очень внимательно отнестись к таким нарушениям со стороны налогового органа, которые сами по себе могут повлечь отмену его решения. Это позволит бизнесу сэкономить значительные финансовые и временные ресурсы.