Источник: Ваш налоговый консультант
Можно ли не отвечать на требование о представлении документов к декларации по НДС, если в нем не указаны причины истребования (противоречия и ошибки)?
Итак, инспекция выставила требование о представлении документов к декларации по НДС в рамках проводимой ею камеральной проверки. При этом в требовании не указано, какие конкретно противоречия Вашей декларации дают инспекции основания предполагать, что в декларации есть ошибки, повлекшие занижение налоговой базы.
Можно ли не ответить на такое требование, сославшись на нарушение инспекцией обязанности информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках и противоречиях в проверяемой декларации (п.3 ст.88 НК РФ)?
Действительно, в такой ситуации нарушение налоговым органом его обязанности, предписанной п.3 ст.88 НК РФ на лицо. Тем более, что для истребования документов в случаях камеральной проверки НДС (без возмещения налога) (п.8.1 ст.88 НК РФ) ФНС разработала специальную форму сообщения с требованием пояснений (утвержден Письмом ФНС России от 07.04.2015 № ЕД-4-15/5752 «О внесении изменений в письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705»). Форма сообщения, рекомендованная ФНС, предусматривает описание противоречий (причин), послуживших основанием для истребования пояснений. Причем, кроме указания причин в тексте самого сообщения налоговый орган формирует файл с описанием строк, которые дают нестыковку показателей декларации. Указанное письмо ФНС призвано обеспечить реализацию соблюдения налоговыми инспекциями п.3 ст.88 НК РФ, т.е. правила об обязательном информировании налогоплательщиков о противоречиях, выявленных в отчетности для всех случаев камеральных проверок и в частности для проверки декларации по НДС согласно п. п.8.1 ст.88 НК РФ.
Поэтому, действия налогового органа по выставлению требования без указания причин, т.е. противоречий в декларации НДС, конечно же, являются нарушением НК РФ.
Но, к сожалению, такой порядок истребования документов в рамках камеральной проверки не является основанием для признания акта проверки недействительным. А, соответственно, это обстоятельство не влечет возможности отмены решения инспекции по камеральной проверке. Ведь, в стандартной форме Требования о представлении документов (форма утверждена приказом ФНС России от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189) предусмотрена обязанность по указанию статей НК РФ, ставших основанием для истребования. То есть, основания для истребования в нем все же указаны, пусть и обобщенно.
В итоге, отказ от представления документов согласно полученному требованию, даже если оно составлено не по форме, которую для таких случаев рекомендовала ФНС, будет считаться незаконным, а, соответственно, может быть применена ответственность по ст. 126 НК РФ.
Таким образом, отказавшись представить документы по такому требованию, налогоплательщик рискует получить не только штраф по ст.126 НК РФ, да еще и решение о привлечении к ответственности по результатам камеральной проверки.
Тем не менее, нарушение инспекцией рекомендаций ФНС приходится воспринимать как нарушение внутренних процедур, предусмотренных вышестоящим государственным органом и нарушение НК РФ, не дающее оснований для признания акта проверки недействительным. А значит, налогоплательщик имеет право пожаловаться в вышестоящий налоговый орган на нарушение инспекцией рекомендаций ФНС по проведению камеральных проверок, утвержденных Письмом ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@ и требований п.3 ст.88 НК РФ об обязательном информировании налогоплательщика об обнаруженных ошибках и противоречиях.
К сожалению, несправедливость этой ситуации по отношению к налогоплательщику приходится списывать на публичный характер налогового права. Ведь в этой ситуации получается, что налогоплательщик, права которого нарушены налоговым органом, тем не менее, обязан исполнять властные предписания инспекции. А налоговый орган реализует свои полномочия беспрепятственно, несмотря на то, что нарушил права налогоплательщика. В таких ситуациях налогоплательщику остается только жаловаться в вышестоящий орган и отстаивать свои права таким способом.